Предмет и проблемы микроэкономики
Ключевые слова: предмет, проблемы, микроэкономики
МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
МИКРОЭКОНОМИКА (ГРЕЧ. MICRO- МАЛЫЙ) – ЭТО ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА УРОВНЕ ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.
Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является ЦЕНА.
Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный интерес.
Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.
Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл (1842-1924), который по праву считается основоположником микроэкономики.
Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.
Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики:
– в первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе полезность,
– во второй анализируется предложение, в том числе издержки производства,
– в третьей исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции;
– в четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).
Итак, микроэкономика начинается с изучения спроса и предложения.