Понятие, закон и кривая предложения

Ключевые слова: понятие, закон, кривая, предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРОВ, ПРЕД­ЛАГАЕМЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ДЛЯ ПРОДАЖИ НА РЫНКЕ.

Чем выше цена, тем большее количество продукции произво­дители захотят поставить на рынок и наоборот.

ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И КОЛИЧЕСТ­ВОМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОДУКТА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКО­НОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (supply) — предложение, Р (price) — цена, Q (quantity) — количество (рис. 1).

KrivayaPredlojeniya

Рис. 1. Кривая предложения

В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.

Графически изменение объема предложения выражается в дви­жении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.

Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.

Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Умень­шение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.

Движение кривой предложения происходит тогда, когда изме­няется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

Выводы:

1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.

Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.

1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки произ­водства и увеличит предложение, т. е, переместит кривую пред­ложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.

2. Технология. Ее совершенствование снижает цены на ресурсы.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает из­держки производства и сокращает предложение. Кривая переме­щается влево.

4. Цены на другие товары. Они могут сместить кривую предложе­ния в ту или иную сторону. Так, фирма может сократить производ­ство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.

Степень изменения объема предложения в зависимости от уве­личения цены характеризует эластичность предложения. Она изме­ряется с помощью коэффициента эластичности предложения (К).

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малей­шее уменьшение цены товара (F) вызывает сокращение предло­жения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосроч­ный.

В краткосрочном периодеу фирмы нет времени, чтобы из­менить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный периодфирма использует резервы и увеличи­вает производство. Эластичность предложения становится поло­жительной, больше нуля.

В долгосрочный периодфирма может перестроить производ­ство путем замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по экономической теории Понятие, закон и кривая предложения