Понятие и теории фирмы

Ключевые слова: понятие, теории, фирмы

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

ФИРМА – ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАДЕЮЩАЯ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ИСПОЛЬ­ЗУЮЩАЯ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индиви­дуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь извест­но, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятель­ную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio – сделка).

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фир­мы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом дохо­да. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.

Существует два пути роста: внутренний, за счет концентра­ции производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б) выпуск акций;

в) заемные средства, взятые у банка.

Внешние источники роста:

а) слияние, т. е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контроль­ного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонталь­ной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является дивер­сификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объ­единение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступа­тельную.

Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведе­нии фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия предусматривает активное обнов­ление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.

Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ. management – управление).

Менеджмент – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.

Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана.

БИЗНЕС-ПЛАН – ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕН­ТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ.

Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и содержит следу­ющие разделы:

а) анализ рынка и маркетинговая стратегия;

б) продуктовая стратегия и производственная стратегия;

в) развитие системы управления фирмой и собственностью;

г) финансовая (экономическая) стратегия.

Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и произ­водственной стратегии. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой.