Пути совершенствования бюджетной системы России

puti-sovershenstvovaniya-byudzhetnoj-sistemy-rossii

Рассмотрим пути совершенствования бюджетной системы России.

Реформирование бюджетной системы и бюджетного процесса требует осмысления накопленного собственного и зарубежного опыта в сфере бюджетов, выделения тенденций развития бюджетов и их реализации в практику бюджетного процесса мероприятий, направленных на разрешение наиболее важных, первоочередных проблем в бюджетной сфере.

Пути совершенствования бюджетной системы России должны осуществляться с учетом требования быстрой адаптации реализуемых мероприятий в бюджетной сфере.

В сфере бюджетов в первоочередном порядке следует реализовать следующие мероприятия.

1. В области теории.

Обобщить общие закономерности, присущие бюджетной сфере, опыт бюджетного процесса и на их основе разработать новые концептуальные положения, выстроить четкую методологию функционирования финансовых средств в бюджетном процессе всех уровней бюджетной системы.

На основе теории и практики в области бюджетов обосновать:

— функции и задачи всех элементов бюджетной системы и бюджетного процесса без учета дублирующих элементов;

— принципы формирования бюджетов различных уровней бюджетной системы и расходования бюджетных средств;

— принципы бюджетной классификации различных уровней бюджетной системы и их оптимизацию для целей бюджетного процесса;

— принципы построения бюджетной системы, на которых базируется структура бюджетной системы, обеспечивающая наибольшую эффективность бюджетов;

— правовые основы функционирования бюджетов и бюджетной системы в целом в бюджетном процессе;

— логико-аналитический аппарат формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы, на его основе разработать методики и создать алгоритмы расчетов доходов и расходов бюджетных средств;

— единый механизм мобилизации денежных ресурсов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, построенный на единых принципах и единой законодательной базе, что позволило бы планировать социально-экономическое развитие на краткосрочную и долгосрочную перспективу;

— персональную ответственность должностных лиц всех уровней власти бюджетной системы за формирование бюджетов, целевое и эффективное расходование средств бюджетов;

— наиболее рациональную или оптимальную структуру бюджетной системы, соответствующую ее функциям и задачам.

2. В плане бюджетов:

• обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов за счет научного обоснования и коллективного принятия решений, повышения административной и уголовной ответственности руководящих работников за целевое и эффективное использование бюджетных средств, обсуждение широкой общественностью использования средств бюджета через СМИ;

• оптимизировать структуры статей доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы за счет реструктуризации государственных долгов, установления верхних пределов заимствований и налоговых платежей;

• обеспечить оперативное и эффективное перераспределение бюджетных средств между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательными актами;

• реализовать в бюджетной системе принцип остаточности перераспределения доходов между нижестоящими и вышестоящими бюджетами (нормативный процент отчислений от общей суммы дохода поступлений в нижестоящий бюджет с перечислением остатка в вышестоящий бюджет);

• реализовать в бюджетной системе принцип отчисления в вышестоящий бюджет от территориального дохода, в случае если обнаружится, что при планировании бюджетных средств окажется больше, чем необходимо для удовлетворения социальных нормативов данного территориального образования;

• выделить из вышестоящего бюджета дотации, субвенции, субсидии или оказывать иную помощь, в первую очередь только тем территориальным образованиям, которые будут иметь недостаточно средств для обеспечения социальных нормативов;

• обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней, в том числе бюджетов внебюджетных фондов в течение всего финансового года за счет соблюдения равенства доходов и расходов по целевому принципу доходов и расходов, за счет экономного и эффективного расходования средств бюджетов;

• обеспечить контроль за поступлением доходов в бюджеты от неналоговых источников доходов, особенно за счет использования государственной и муниципальной собственности.

3. В сфере бюджетной классификации доходов и расходов:

а) упростить бюджетную классификацию по статьям формирования доходов и расходов бюджетных средств всех уровней бюджетной системы путем введения единой системы классификации формирования доходов и расходов.

Анализ бюджетной классификации свидетельствует:

— классификация доходов имеет четыре группы доходов, которые разбиваются на подгруппы, а последние в свою очередь разбиваются на статьи;

— классификация расходов подразделяется по функциям, экономическому и ведомственному принципу, которые ранжируются по уровням на разделы, подразделы и статьи расходов;

— введена дополнительная классификация источников финансирования внутренних и внешних источников дефицита, внутреннего и внешнего долга, которые в свою очередь подразделяются на подразделы, статьи и т. д.;

б) разработать единый методологический подход к составлению и использованию всех видов и уровней бюджетов в целях единства и упрощения учета и отчетности, анализа и сравнимости бюджетных показателей, например:

• раздел (вид дохода, направление расхода);

• глава (министерство, ведомство, учреждение);

• параграф (отрасль производства, организация, производство);

• статья (конкретная статья дохода и направление расхода).

4. В области совершенствования фондов:

а) пенсионную систему реформировать в направлениях:

— оптимизации организационной структуры и повышения ее эффективности за счет сокращения числа звеньев пенсионной системы или ликвидации ее как организационного звена и передачи пенсионных средств фонда в местные бюджеты и органы местного самоуправления, которые на деле должны нести ответственность за пенсионное обеспечение граждан или зачисление пенсионных средств в федеральном бюджете на целевые статьи расходов;

— установления размеров базовых пенсий и пособий всем пенсионерам, неработающим инвалидам и гражданам в размере не ниже прожиточного минимума;

— выплат пенсий и пособий в полном объеме только неработающим пенсионерам и гражданам, а работающим — в размере не более 30% пенсионного содержания;

— совершенствования пенсионной законодательной базы;

— оптимизации системы управления пенсионным обеспечением;

— сочетания государственных пособий по старости и инвалидности с добровольным отчислением в пенсионный фонд;

б) фонд социального страхования:

• упростить структуру системы социального страхования и передачи функций фонда непосредственно предприятиям или муниципальным образованиям с законодательным определением им функций по социальному страхованию граждан, что приведет к сокращению бюрократического аппарата, упрощению системы, повышению ее гибкости и эффективности;

• сократить финансовые расходы фонда за счет отказа в выделении средств на санитарно-курортные мероприятия для всех лиц, кроме действительно нуждающимся в лечений;

• создать альтернативные организации на принципах индивидуального и коллективного страхования за счет средств организаций (предприятий) с четким определением законодательных мер ответственности этих организаций и мер защиты со стороны государства;

в) фонд обязательного медицинского страхования:

— упростить организационную структуру системы государственного медицинского страхования за счет создания альтернативных структур по медицинскому страхованию;

— усовершенствовать законодательную базу в направлении перехода на единую систему оказания обязательных медицинских услуг населению независимо от социального положения граждан и принципа территориальности;

— ликвидировать систему ведомственных учреждений оказания медицинской помощи, за исключением системы военных медицинских учреждений;

— расширить систему частных организаций и заведений оказания медицинских услуг с определением их функций и задач в области оказания медицинских услуг гражданам;

г) фонд занятости населения:

• усовершенствовать законодательную базу в сфере оказания услуг по трудоустройству неработающих граждан, в том числе граждан, оказавшихся без средств существования в результате стихийных бедствий, катастроф;

• расширить систему частных фирм, занимающихся трудоустройством неработающих граждан, в том числе переселенцев, мигрантов и ответственностью за свои действия;

д) другие фонды:

— упростить все бюджетные и специальные фонды, которые являются надуманными, способствующими развитию бюрократии и коррумпированности;

— для решения задач, определенных данными фондами, предусмотреть расходы статьями бюджетов, так как все фонды финансируются на 85-95% за счет средств соответствующих бюджетов.

5. В организационном плане:

• усовершенствовать налоговую систему как основной источник пополнения бюджетов всех уровней бюджетной системы в направлении совершенствования налогового законодательства, собираемости налогов, установления контроля за собираемостью налогов и расходованием бюджетных средств, изменения структуры перераспределения налоговых средств между уровнями бюджетной системы, лишения отдельных организаций монополизма на определенные виды сырья и отмены льгот;

• разработать единую политику минимальных бюджетных социальных показателей: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, минимальных стипендий и доплат по определенным категориям граждан и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги на определенный (фиксированный) период времени, в противном случае, увеличение денежной дифференциации среди различных слоев населения и повышения уровня бедности приведет к социальному неравенству, расслоению общества на класс нищих, бедных, среднего достатка, богатых и сверх богатых, росту безработицы, социальным конфликтам и революционным процессам;

• усовершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в области бюджетов и бюджетного права в условиях рыночных отношений;

• перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы, т. е. на единую систему счетов, что обеспечит централизацию формирования бюджетов и распределение бюджетных средств.

6. В области бюджетных отношений и бюджетного федерализма:

— привести в соответствие полномочия всех уровней власти бюджетной системы по расходам в соответствие с их полномочиями по доходам;

— полностью компенсировать передачу средств расходов с бюджетов верхних уровней на бюджеты нижних уровней с одновременной передачей доходов;

— устранить положение, при котором встречные финансовые потоки по доходам, изымаемым в бюджеты вышестоящих уровней, вновь передаются в нижестоящие уровни в виде финансовой помощи (кредитов, субсидий, субвенций и т. д.);

— полностью сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые в бюджеты по взаимным расчетам;

— законодательно четко определить функции каждого звена бюджетной системы и разграничить бюджетные полномочия между уровнями власти бюджетной системы;

— внедрить в практику формирования всех бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на муниципальных государственных стандартах, социальных и финансовых нормах обеспеченности;

— четко зафиксировать на определенный срок пропорции отчислений от совместных налогов или их полностью закрепить за нижестоящими бюджетами;

— создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах гласности, прозрачности, равенства возможностей получения помощи и льготных условий для всех территориальных бюджетов;

— систематически совершенствовать бюджетный федерализм на основе постоянного совершенствования законодательной базы всех уровней бюджетной системы за счет реализации следующих мероприятий: принятия федеральных законов, заключения соглашений и договоров в направлении разграничения и закрепления полномочий между уровнями бюджетной системы, совершенствования механизма учета интересов субъектов РФ и органов местного самоуправления и совместных усилий в области реализации федеральных и региональных социально-экономических программ.

7. В сфере бюджетного процесса:

• унифицировать бюджетный процесс применительно ко всем уровням бюджетной системы, бюджетное прогнозирование, бюджетное планирование, составление и исполнение бюджетов;

• усовершенствовать систему обсуждения и принятия бюджетов на всех уровнях бюджетной системы с учетом упрощения процедур на основе законодательных актов;

• повышать эффективность системы контроля за формированием бюджетов всех уровней и их исполнением со стороны органов власти.

8. В области совершенствования бюджетной системы:

— оптимизировать структуру бюджетной системы на основе обобщения теории, разработки новых методов, методик, методологических подходов и реализации их положений в практику бюджетов, бюджетной системы и бюджетного процесса;

— реформировать бюджетную систему за счет реализации в практику следующих мероприятий: совершенствования бюджетного законодательства, упорядочения бюджетного процесса, совершенствования налогового законодательства, казначейского исполнения бюджетов, снижения инфляционных процессов, индексации оплаты труда работников, усиления режима экономии в бюджетной сфере, сведения до минимума государственных внутренних и внешних заимствований, усиления контроля за формированием бюджетов, экономного расходования бюджетных средств, сокращения численности работников бюджетной сферы и внебюджетных фондов.

 

Вышеуказанные пути совершенствования в бюджетной системе России отражают направления будущей работы государства в данной сфере.

 

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Пути совершенствования бюджетной системы России