Признаки бюджета
Анализируя преимущества и недостатки отечественной и зарубежных бюджетных систем и их бюджетов можно выстроить такую систему, которая отвечала бы самому определению бюджетной системы и удовлетворяла требованиям, предъявленным к бюджетам, бюджетной системе в целом и строилась бы на принципах, обеспечивающих выполнение требований.
Бюджетная система, как иная другая система, представляет собой единую совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — задачу обеспечения социально-экономического развития государства и его регионов за счет средств, аккумулированных в бюджетах соответствующих уровней.
В настоящее время бюджетная система является трехуровневой, ее элементами являются бюджеты, фонды, источники формирования и органы управления (табл. 1).
Таблица 1
Элементы и уровни бюджетной системы
Бюджетам как экономической категории присущи следующие признаки:
• плановость;
• легитимность;
• бездефицитность (балансность);
• смена формы собственности дохода;
• простота формирования бюджета;
• простота схемы утверждения бюджета.
Плановость означает, что бюджет является одновременно планом и программой государства (его территориального образования) с точки зрения привлечения и использования финансовых средств на выполнение задач социально — экономического развития в очередном финансовом году.
Бюджетный план представляет собой четкую роспись по источникам доходов и статьям расходов в соответствии с официально принятой бюджетной политикой.
Легитимность бюджета означает не только его признание как программного документа на основе законодательного права, но формирование доходной части за счет законных источников дохода, а расходование бюджетных средств с учетом исключения возможности исполнительных органов распределять бюджетные средства по своему усмотрению.
Бездефицитность (балансность) бюджета означает, что сумма доходов, поступающая в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, должна быть больше или сопоставима с суммой расходов.
В случае нарушения баланса между доходом и расходом, равенство может восстанавливаться способами:
— сокращением издержек (расходов);
— приумножением доходов за счет ужесточения налогового бремени или изыскания новых источников неналоговых поступлений;
— внешних и внутренних заимствований.
Смена формы собственности дохода предполагает, что часть дохода бюджета одного уровня безвозмездно переходит в собственность бюджета другого уровня бюджетной системы.