Требования к бюджетной системе

trebovaniya-k-byudzhetnoj-sisteme

Требования, как и принципы, являются исходными условиями любого процесса и системы, позволяющего характеризовать систему со всех сторон, устанавливать внутренние связи, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации построения и расчета эффективности.

К основным требованиям, предъявляемым к бюджетной системе, которым она должна соответствовать, можно отнести:

— рациональность;

— экономичность;

— целостность и единство построения;

— минимизацию количества элементов в системе;

— безвозмездность отчислений части дохода вышестоящего субъекта бюджета нижестоящему;

— справедливость распределения доходов внутри бюджетной системы;

— нормативную обеспеченность доходов бюджета для покрытия расходов;

— оптимальность построения системы;

— централизацию управления системой;

— эффективность бюджетной системы.

Рациональность системы означает разумную ее обоснованность с точки зрения целесообразности таковой системы для государства. Рациональность системы означает, что в системе имеется единый правовой механизм регулирования бюджетного процесса, минимальное число нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок прогнозирования, планирования, принятия и формирования бюджетов, расходования бюджетных средств и установления контроля за исполнением бюджетов на всех уровнях бюджетной системы.

Анализ бюджетной системы, ее структуры и принципов построения свидетельствует, что бюджетная система РФ многоуровневая, многофункциональная, сложная, со значительным количеством элементов, недостаточно централизованная.

В рациональной системе с централизованным управлением более эффективно действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально необходимым количеством достаточно понятных, четких и простых для понимания и расчетов нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс.

Централизованная система более стабильна. Стабильность в системе определяется законодательно принятыми актами, исключающими внесение изменений в бюджетное право ежегодно, как это принято в РФ.

Бюджетная система должна быть экономичной по своему организационно-структурному составу и эффективной по формированию бюджетов и расходованию бюджетных средств. Если невозможно достичь компромиссного решения между организационно-структурным построением системы с точки зрения экономичности и эффективности, то в любом случае система должна удовлетворять оптимальности или экономической целесообразности.

Критерием экономичности системы может выступать коэффициент экономичности, определяемый отношением общих расходов на содержание и обеспечение всех элементов реформируемой (вновь создаваемой или предполагаемой) структуры бюджетной системы к аналогичным расходам существующего варианта системы.

Требование эффективности бюджетной системы заключается в максимуме собираемости (поступлении) доходов и минимуме потерь бюджетных доходов или расходов.

Выполнение требования эффективности обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

• обобщением опыта функционирования бюджетной системы, обоснованием выбора источников доходов, проведением их учета и классификации, реальным прогнозированием и обоснованием реальных доходов с учетом реальных возможностей источников доходов и получения дополнительных средств от иных источников дохода;

• организацией контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет доходов от налоговых и неналоговых источников доходов;

• организацией контроля за целевым и экономным расходованием бюджетных средств по статьям расхода;

• определением реальной бюджетной политики, ее целей и задач, соответствующих возможностям бюджетного дохода;

• тщательным анализом возможностей бюджетов по удовлетворению нормативных требований социальной защищенности граждан, обеспечению их безопасности и обороноспособности государства;

• организацией и плановым распределением бюджетных средств между уровнями бюджетной системы и бюджетополучателями внутри бюджетной классификации;

• принятием четких и понятных законодательных актов, определяющих нормативы и порядок перераспределения денежных средств в бюджетной системе, права и ответственность должностных лиц исполнительной власти и кредитно-денежных учреждений за соблюдение бюджетного законодательства;

• своевременным принятием мер по устранению возникшего бюджетного дефицита, в первую очередь за счет внутренних резервов, в том числе займов, печатания денежных знаков и лишь при необходимости использования внешних заимствований.

Требование оптимальности построения бюджетной системы означает, что из всех вариантов бюджетных систем (эффективных, малоэффективных, неэффективных) самой наилучшей системой будет та, которая удовлетворяет всем или большинству наиболее значимых требований. В качестве критериев оптимальности бюджетной системы выступают сами требования, которым она должна удовлетворять в полном объеме или хотя бы в значительной мере.

Требование целостности или единства построения бюджетной системы предполагает:

— единство правовой базы, что означает: все доходы (налоговые и неналоговые) закрепляются централизованно единым законодательным актом (бюджетным кодексом или законом), действующим на всей территории государства, и все источники доходов находятся в равных условиях по отношению друг к другу, несут равную повинность и имеют равные права;

— единство форм бюджетной классификации;

— единство принципов и правил в бюджетном процессе;

— единые санкции за нарушения бюджетного законодательства и бюджетного процесса;

— единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

— введение единой системы бухгалтерского учета и отчетности бюджетных средств во всех уровнях бюджетной системы;

— единство подхода к построению бюджетной системы: теоретического, методологического, методического, информационного.

Требование безвозмездности отчисления части дохода в нижестоящие бюджеты означает, что органы исполнительной власти, распоряжающиеся средствами вышестоящего бюджета, передают часть бюджетных средств другому бюджету в порядке регулирования его доходной части на основе бюджетного права и из этой части средств никакая доля не возвращается вышестоящему бюджету.

Это требование весьма актуально в условиях, когда все регионы (субъекты РФ) и муниципальные образования различаются по уровню социального, экономического и демографического развития, а также по природным ресурсам и климатическим условиям.

Требование справедливости распределения доходов внутри бюджетной системы предполагает, что каждому гражданину РФ должна быть гарантирована государственная социальная защита и обеспечена безопасность, каждому муниципальному образованию и субъекту РФ должны быть выделены финансовые ресурсы из бюджета для выполнения органами власти своих функций и решения задач, стоящих перед их территориальными образованиями. Требование справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к другим гражданам или субъектам права.

Требование нормативного обеспечения доходов бюджетов для покрытия расходов соответствующего элемента бюджетной системы состоит в том, что сумма собираемости доходов любого элемента бюджетной системы должна удовлетворять нормативным потребностям обеспечения социальной защиты населения и решения первоочередных задач развития экономики, обеспечения безопасности граждан и обороноспособности государства.

Реализация данного требования в бюджетной системе, кроме того, упростит процесс перераспределения бюджетов и устранит циркуляцию излишних потоков финансовых средств бюджетной системе.

Критерием требования может выступать минимально необходимая сумма бюджета соответствующего элемента бюджетной системы (уровня бюджетной системы) с учетом установленных нормативов обеспечения населения и (или) определенного территориального образования.

Требование централизации управления бюджетной системой по формированию бюджета, распределению бюджетных средств и контролю за исполнением бюджета предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой, т. е. объединение всех элементов, входящих в бюджетную систему, в единую систему с единым органом управления.

Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за формирование бюджетов (федерального, территориальных), распределение денежных средств бюджетов и исполнение бюджетов отвечают органы исполнительной власти местного самоуправления, субъектов РФ и федерального центра, не подчиненные друг другу, не взаимосвязанные между собой.

Вся централизация управления сведена к выполнению общего российского законодательства в области бюджетов. В принципе, вся бюджетная система РФ является децентрализованной.

Каждый уровень бюджетной системы РФ действует на основании собственного законодательства, инструкций и распоряжений законодательных и исполнительных органов власти соответствующего уровня, руководствуясь общим бюджетным кодексом.

В такой системе соблюдается принцип бюджетного федерализма, но такая система имеет много недостатков.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Требования к бюджетной системе