Методика построения бюджетной системы

metodika-postroeniya-byudzhetnoj-sistemy

В основу методики построения бюджетной системы могут быть положены различные научные методы: аналитический, системный, целостный, описательный, сравнительный, комплексный, логико-математический и др. В основу построения приводимой ниже методики построения бюджетной системы положены описательный и логико-математический методы.

Последовательность выполнения мероприятий может быть следующей.

1. Составить (уточнить) каталог источников формирования бюджетного дохода: налоговых, неналоговых, заимствований (для соответствующего уровня бюджета).

2. Уточнить согласно бюджетному и налоговому кодексам, какие из налоговых источников доходов являются прямыми, какие регулирующими, какой процент дохода отчисляется в соответствующий уровень бюджета.

3. Проанализировать работу бюджетных органов по формированию бюджета за предыдущее время (период, год, несколько лет), выявить положительное и недостатки в бюджетном процессе, наметить мероприятия, позволяющие избежать недостатков в будущем.

4. Спрогнозировать (рассчитать) доходную часть бюджета (соответствующего уровня), поступающую от каждого налогового источника дохода, с учетом отчислений в бюджеты нижестоящих (вышестоящих) уровней.

5. Спрогнозировать (рассчитать) общую сумму доходной части соответствующего бюджета, формируемого за счет источников налоговых поступлений.

6. Спрогнозировать (рассчитать) доходную часть соответствующего бюджета, поступающую от каждого вида неналогового источника поступлений.

7. Спрогнозировать (рассчитать) общую сумму доходной части соответствующего бюджета, формируемого за счет неналоговых источников поступления средств в доход.

8. Спрогнозировать (рассчитать) общую сумму доходной части соответствующего бюджета, формируемую за счет налоговых и неналоговых источников поступлений.

9. Проанализировать спрогнозированную (расчетную) доходную часть соответствующего бюджета и сопоставить ее с соответствующим доходом бюджета предыдущих лет.

10. Выявить недостатки в бюджетах предыдущих лет и определить мероприятия по их устранению в реализации прогнозируемого (расчетного) бюджета соответствующего уровня.

11. Составить доходную часть проекта соответствующего бюджета на очередной финансовый год.

12. Определить предварительный вариант проекта бюджетной политики на очередной финансовый год: цели, главные задачи, приоритеты, основные направления развития общества и государства, основные направления распределения бюджетных средств.

13. Изучить заявки на выделение денежных средств, поступивших от министерств, ведомств и управлений как главных распределителей бюджетных средств для решения ими задач социально-экономического характера.

14. Изучить заявки субъектов РФ (местных образований) на выделение им денежных средств из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) для решения задач, стоящих перед территориальными образованиями в сфере социально-экономического и политического развития территориального образования.

15. Проанализировать бюджетную классификацию по статьям, подразделам и разделам расхода бюджетных средств за определенный период предыдущих лет (год, два, три года), выявить положительные моменты и недостатки в бюджетном процессе.

16. Составить бюджетную классификацию (роспись) на очередной финансовый год.

17. Рассчитать расход бюджетных средств соответствующего уровня.

18. Расписать расход денежных средств бюджета (составить план расхода средств по статьям) по направлениям, разделам, подразделам и статьям бюджетной классификации соответствующего уровня бюджетной системы.

19. Разработать проекты документов, представляемые в законодательные (представительные) органы власти для принятия ими бюджета на очередной финансовый год.

20. Предварительно согласовать с министерствами, ведомствами, управлениями и территориальными органами нижестоящих уровней власти вопросы, касающиеся выделения им средств из бюджета, а также вопросы, определяющие бюджетный процесс в очередном финансовом году.

21. Обсудить на заседании Правительства РФ или в территориальном органе исполнительной власти проект закона о бюджете и проекты других документов, определяющие бюджетную политику и бюджетный процесс в очередном финансовом году.

22. Внести коррективы (изменения и дополнения) в проект закона о бюджете по замечаниям и дополнениям, предлагаемым членами правительства или работниками администрации соответствующего органа исполнительной власти.

23. Внести проект бюджета и другие документы, определяющие бюджетный процесс, на рассмотрение и утверждение соответствующим законодательным (представительным) органом власти, согласовать отдельные вопросы и положения в комиссиях и комитетах законодательных органов власти.

24. В случае образования дефицита бюджета предусмотреть изыскание денежных средств на его покрытие за счет внутренних или внешних заимствований.

25. Внести изменения в бюджет соответствующего уровня после обсуждения проекта бюджета соответствующим органом законодательной (представительной) власти и представить его на утверждение соответствующему органу законодательной власти.

26. По утверждении бюджета (принятии законодательным органом закона о бюджете) представить закон о бюджете на подпись Президенту РФ или главе администрации территориального образования.

27. Скорректировать проект бюджетной политики на очередной финансовый год: цели, основные задачи, основные приоритеты расходования бюджетных средств, направления развития общества и государства в финансовом году и представить проект бюджетной политики Президенту РФ.

28. Организовать исполнение бюджета всеми бюджетными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с российским законодательством о бюджетах.

29. Организовать контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы в ходе исполнения бюджета.

30. Подготовить отчетные документы об исполнении соответствующего бюджета за данный финансовый период (год) для представления в законодательный (представительный) орган власти с целью установления контроля за исполнением бюджета или внесением в него поправок (корректив).

31. Проанализировать работу элементов бюджетной системы и работу бюджетной системы в целом на предмет соответствия данного варианта структуры бюджетной системы изложенным требованиям.

32. Внести изменения в существующий (анализируемый) вариант структуры бюджетной системы, задать новые параметры и условия функционирования, повторить расчеты и анализ (при прогнозировании бюджета).

33. На основе расчетов N-вариантов структур бюджетных систем выбрать наиболее эффективную или оптимальную из них, которая удовлетворяла бы большинству требований, предъявляемых к современной бюджетной системе.

Совокупность вышеуказанных действий раскрывает методику построения бюджетной системы.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Методика построения бюджетной системы