Подходы к развитию бюджетного федерализма

podkhody-k-razvitiyu-byudzhetnogo-federalizma

В зарубежной практике выделяются два подхода к развитию бюджетного федерализма: функциональный и оптимизационный.

Сторонники функционального подхода к развитию бюджетного федерализма отмечают, что в современной экономике макроэкономическую политику может проводить лишь центральная власть, поэтому на нижестоящий (региональный, местный) уровень доводятся лишь определенные полномочия. Однако в рамках функционального подхода не удается однозначно определить, какие доходные и расходные полномочия необходимо закреплять за соответствующими уровнями власти.

Так, Р. Масгрейв, известный американский исследователь в области бюджетного федерализма, считает, что разграничение ответственности между уровнями власти не может всецело определяться лишь проблемой эффективности предоставления общественных благ.

Территориальное распределение доходов, по его мнению, осуществляемое в политических и социальных целях, является важнейшей чертой бюджетного федерализма. При этом Масгрейв отмечает определенные трудности. Так, образование и здравоохранение традиционно относятся к местным благам, но обеспечение их должного качества - общенациональная задача.

Оптимизационный подход к развитию бюджетного федерализма исходит из необходимости обеспечения эффективности сбора налогов и осуществления их расходов. В рамках оптимизационного подхода предпринимаются попытки найти оптимальные методы налогообложения и расходования бюджетных средств.

Государственная политика, как основной механизм регулирования отношений в области финансов, охватывает всю совокупность правоотношений участников бюджетного процесса. Она должна быть ориентирована на интересы всех регионов и входящих в них муниципальных образований.

Воздействуя на процессы формирования бюджетных отношений путем изменения принципов, методов и способов формирования бюджетных доходов и расходов на всех стадиях бюджетного процесса, государство для развития бюджетного федерализма должно формировать и корректировать бюджетные взаимосвязи, каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточнять пропорции распределение централизованных ресурсов и методы реализации их целевого назначения.

Вопросы формирования и реализации механизма бюджетного федерализма и регулирования межбюджетных отношений еще недостаточно точно отражены в отечественной литературе. В мировой же экономической литературе бюджетный федерализм обосновывается дифференциацией функций различных уровней власти. При этом особо отмечается, что зоной ответственности центрального правительства является обеспечение макроэкономической стабильности и распределение доходов в целях оказания помощи неимущим.

Однако при изучении роли межбюджетных трансфертов подчеркивается, что их наличие предопределяется необходимостью компенсации конкретным регионам или муниципалитетам тех положительных воздействий, которые их экономическая деятельность оказывает на благосостояние жителей других регионов (муниципалитетов).

Имеется в виду, что определенные бюджетные услуги, предоставляемые региональными или местными властями своим жителям, одновременно потребляются жителями других регионов (например, автомобильная дорога используется всеми жителями, вне зависимости от того, в каком регионе они проживают).

Кроме того, межбюджетные трансферты направляются на выравнивание объема предоставляемых в конкретных регионах бюджетных услуг; использование преимуществ централизованной и, соответственно, лучше управляемой бюджетно-налоговой системы.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Подходы к развитию бюджетного федерализма