Модель бюджетного федерализма в России
Рассмотрим проблемы модель бюджетного федерализма в России. Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются её государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).
Бюджетный федерализм в России можно отнести к кооперативной модели, что предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по межбюджетным взаимоотношениям.
При этом федеральное бюджетное законодательство в РФ верховенствует над бюджетным законодательством субъектов федерации. Общая законодательная модель бюджетного федерализма в России представлена на рис. 1.
Рис. 1. Конституционная модель бюджетного федерализма в России
Бюджетный федерализм может эффективно работать только при четком законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно строиться:
- на разграничении доходных (налоговых) полномочий;
- разграничении расходных полномочий;
- выравнивании бюджетов.
В идеальном случае модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти.
Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс» или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», который заключается в неравномерном распределении доходной базы по регионам. Вследствие этого бюджетный федерализм и предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Наиболее сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Сложность заключается в том, что даже в случае равенства совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней имеются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов, обусловленные различиями в уровне экономического развития территории, численностью и плотностью населения, природно-климатическими особенностями и др.
Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.
Фундаментом построения указанных межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов при этом является законодательное разграничение расходных обязательств между федеральным и региональными уровнями власти и закрепление за соответствующими бюджетами субъектов РФ собственных налоговых и неналоговых доходов.
Поэтому одним из важных способов регулирования межбюджетных отношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и обеспечения сбалансированности последних является поступление средств в виде отчислений от федеральных налогов и доходов (налога на прибыль, налога на доходы от физических лиц, некоторых видов акцизов и др.).
Для бюджетов субъектов РФ (также для местных бюджетов) указанные отчисляемые доходы принято называть регулирующими или перераспределяемыми доходами.
Перечень и нормативы (в процентах) отчислений от конкретных видов федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ на постоянной основе определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а конкретные пропорции их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ утверждаются ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.