Проблемы бюджетного федерализма в России

problemy-byudzhetnogo-federalizma-v-rossii

Рассмотрим проблемы бюджетного федерализма в России.

Россия является федеративным государством, в котором существует трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъекта федерации, муниципальный уровень), так как бюджетная система каждого государства должна отражать её государственное устройство, то с учетом всех исторически сложившихся традиций, конституционных норм в нашей стране финансовые взаимоотношения выстроены по системе бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимают — способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы, который обеспечивает ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.

Безусловно, Россия является молодой федерацией, её бюджетная система является незавершенной, но те межбюджетные отношения, которые сложились сейчас, не устраивают ни один из   уровней   системы   бюджетного   федерализма.   Имеет   место   быть противостояние властей разных уровней, что подрывает бюджетную систему и приводит её в напряженное состояние.

Данная система сталкивается с двумя основными проблемами: выравнивание бюджетных полномочий по вертикали и по горизонтали.

Под вертикальным выравниванием понимают сбалансированность бюджетов разных уровней и их обеспеченность для выполнения возложенных на них обязанностей. В идеале вертикальное выравнивание должно представлять собой с одной стороны, четко законодательно закрепленный круг бюджетных полномочий каждого уровня, с другой стороны, равные финансовые возможности всех уровней бюджетной систем, достигаемые за счет перераспределения налоговых поступлений из казны государства.

На практике происходит дело иначе. Сейчас имеет место процесс преимущественного перекладывания полномочий с государственного уровня на уровень муниципальных районов и городских округов. У последних в свою очередь недостаточно финансовых возможностей для реализации возложенных на них обязанностей, происходят разногласия в подведомственности полномочий, что приводит к задержке по выполнению финансовых обязательств.

Вторая цель вертикального выравнивания заключается в надлежащем закреплении доходной базы за каждым субъектом бюджетного процесса. На практике это выражается в сбалансированности налоговых поступлений и расходных обязательств, закрепленным за каждым субъектом. Данная система должна обеспечивать стабильность и заинтересованность в развитии соответствующего административно-территориального образования.

В рамках данной системы предполагается рациональное закрепление четко разграниченных расходных полномочий за каждым уровнем бюджетного устройства, чтобы как гражданин, так и чиновник понимал, какие полномочия к какому уровню относятся, и вместе с этим пересмотреть схему распределения финансовой помощи регионам.

Система горизонтального выравнивания предполагает пропорциональное распределение налогов между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания налоговых возможностей территории страны. Эффективность работы системы заключается в равномерном и целесообразном регулировании между Российской Федерацией и субъектами, субъектами и муниципальными образования трансфертных и налоговых отчислений.

Горизонтальное выравнивание в России сопряжено с рядом трудностей. Изначально все идет из различий в территориальном и экономическом положении регионов, соответственно дифференцированных финансовых возможностях муниципальных и региональных властей. Таким образом, появляются регионы «иждивенцы» и «доноры» с разной бюджетной обеспеченностью.

Государство, понимая необходимость принятия мер по разрешению сложившихся проблем, создало фонды: содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, финансовой поддержки субъектов и т.д.

Значительную роль в бюджетном выравнивании имеют традиционные инструменты финансовой помощи: дотации, субсидии и субвенции. Конечно, каждый из них имеет свои недостатки, к примеру, дотационные отчисления не имеют определенной цели, поэтому и ответственности за их неэффективное использование отсутствует.

Несомненно, нужно вводить ответственность за нерациональное использование бюджетных средств или возможно перенятие опыта из Германской модели бюджетного федерализма. Их система основана на «кооперативной» идеологии, финансовая помощь будет распределяться по следующему принципу: происходит сопоставление расходов, понесенных регионом, и его налогового потенциала, только после этого решается вопрос о назначении трансфертных платежей.

Вопросов и проблем бюджетного федерализма в России достаточно, на данном этапе необходимо создание трехсторонней рабочей группы по выработке Концепции реформирования межбюджетных отношений.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Проблемы бюджетного федерализма в России