Направления развития бюджетного федерализма в России

napravleniya-razvitiya-byudzhetnogo-federalizma-v-rossii

Рассмотрим основные направления развития бюджетного федерализма в России.

Начало формированию бюджетного федерализма в России положено в конце 1993 - начале 1994 г. Реформаторские намерения включали введение единых нормативов отчислений от федеральных налогов во все регионы.

Решение вопроса о степени централизации доходов и расходов в рамках бюджетной системы может быть найдено: во-первых, при анализе влияния децентрализации на экономическое развитие территорий; во-вторых, при оценке эффективности конкуренции территориальных образований с федеральным центром и между собой за привлечение и аккумулирование в бюджетах дополнительных финансовых средств.

Излишняя централизация на федеральном уровне бюджетной системы в Российской Федерации говорит о несовершенстве сложившейся модели бюджетного федерализма, которое проявляется в дефицитности большей части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К этому приводит неравномерность распределения доходных источников бюджета, в основном налогов, непропорционально распределенных по уровням бюджетной системы.

Согласно статистическим данным, дефицитными являются региональные бюджеты, за исключением 4-5 субъектов РФ (в некоторые годы эта цифра возрастает до 8), и практически все муниципальные бюджеты. В самом тяжелом положении находятся слаборазвитые регионы, а внутри регионов - муниципальные районы и сельские поселения, где нет ни финансовых источников, ни механизма рыночного саморазвития, вследствие чего экономика таких сельских территорий - в состоянии хронического кризиса, а население -за чертой бедности.

Проблемы наблюдаются и в современной схеме межбюджетных отношений, которые связаны с тем, что расчет трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов производится исходя из дефицита бюджетных средств. Поэтому сумма помощи ежегодно меняется, повышая зависимость субъектов РФ от центра. Подобная организация финансовой помощи не способствует созданию условий для реализации стратегии развития территорий.

Таким образом, на современном этапе развивается ситуация, при которой региональные власти постепенно лишаются возможности оказывать влияние на экономическое развитие региона.

Мировой опыт показывает, что предоставление большей свободы при формировании бюджетов территорий, т.е. предоставление возможности региональным (местным) властям самостоятельно решать вопросы, связанные с установлением ставки хотя бы одного-двух собственных налогов, повышает ответственность властей за развитие территории.

Изменение сложившейся ситуации связано с созданием условий для формирования доходов региональных бюджетов за счет налоговых и неналоговых ресурсов, аккумулируемых на территории субъектов РФ. Объемы трансфертов должны лишь обеспечивать выполнение федеральных полномочий. Это позволит снизить зависимость региональных властей от федерального центра и увеличить их ответственность за результаты своей деятельности. Изменение схемы регулирования взаимосвязей финансовых потоков позволит создать условия для реализации политики саморазвития.

Недостаток бюджетных средств в региональных бюджетах некоторых субъектов РФ возможно будет компенсировать за счет горизонтального выравнивания при перераспределении финансовых потоков в виде отрицательных трансфертов из регионов, (на территории которых добываются природные ископаемые, в основном нефть и газ), в которых будут сверхобеспеченные бюджеты. При условии сбалансированных региональных бюджетов облегчается проблема пополнения бюджетов местного уровня.

Политика саморазвития будет способствовать сбалансированности основной массы региональных и местных бюджетов, что обеспечит выполнение всех полномочий, возложенных на соответствующие уровни управления. Реализация основных направлений развития бюджетного федерализма в России будет способствовать совершенствованию бюджетной системы страны.

Необходимо отметить, что саморазвитие возможно лишь в тех регионах, налоговый потенциал которых позволяет обеспечить всю полноту бюджетных потребностей. Хотя возможности для роста налогового потенциала существуют в большинстве регионов России.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Направления развития бюджетного федерализма в России