Обязательные принципы формирования бюджетной стратегии

obyazatelnye-printsipy-formirovaniya-byudzhetnoj-strategii

Как прогнозный документ, бюджетная стратегия должна формироваться на основе ряда обязательных принципов, определяющих базовые требования, которые должны соблюдаться при разработке прогнозов.

К обязательным принципам формирования бюджетной стратегии относят принципы многовариантности, верифицируемости, непрерывности, системности и согласованности.

Рассмотрим, каким образом названные обязательные принципы формирования бюджетной стратегии были соблюдены при разработке Проекта Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.

Принцип многовариантности означает определение альтернативы развития событий исходя из особенностей рабочей гипотезы или постановки цели, что позволяет учитывать различные варианты изменения факторов внутренней и внешней среды, определять взаимное влияние показателей.

Представленная Бюджетная стратегия построена на основе «консервативного» варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. Почему именно консервативный вариант развития выбран за основу разработки стратегии указывается общими фразами, что позволяет усомниться в необходимости принятия и действенности Долгосрочного прогноза социально-экономического развития.

Сопровождение – обязательное выдвижение гипотез, допущений, предпосылок проектов, своеобразное «легендирование» процесса - позволяет выработать и подтвердить оптимальность предлагаемых мер. Выбор рабочей гипотезы в основной части текста Проекта Долгосрочной бюджетной стратегии не обоснован, альтернативные расчеты не представлены. Девять разделов стратегии отражают единственную точку зрения с учетом консервативного варианта развития.

Формат представления материалов Бюджетной стратегии различается, так, раздел 10 проекта «Оценка и минимизация бюджетных рисков» отражает возможное воздействие внешних бюджетных рисков на сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в рамках влияния цен на нефть.

Для оценки возможного изменения прогноза основных параметров бюджетной системы рассмотрены три варианта снижения цен на нефть. Следует отметить, что стиль изложения 10 раздела проекта отличается от основного текста.

Принцип верифицируемости предполагает проверку достоверности, точности и обоснованности параметров бюджета.

Обоснования бюджетных параметров в проекте стратегии не приведены. Достоверность показателей стратегии должна учитывать наличие количественных и качественных прогнозных параметров, которые характеризуют направления бюджетной   политики.

Выделенные в проекте бюджетной стратегии задачи развития, закрепленные по каждому разделу, носят описательный характер, не привязаны к анализу ситуации и не отражают ожидаемых результатов.

В основе принципа непрерывности лежит необходимость корректировки параметров бюджета по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования.

Принцип непрерывности как обязательный принцип формирования бюджетной стратегии должен предполагать наличие корректирующих (поправочных) коэффициентов или системы обновления данных (что также возможно при обеспечении принципа вариативности).

Обычно прогнозные документы включают не жесткие количественные показатели, а интервальные значения или степень приближения к ожидаемым показателям. Интервальные значения показателей стратегии позволили бы управлять процессом, принимать гибкие компромиссные решения при изменении исходных данных.

Принцип системности предусматривает согласованность всех прогнозируемых показателей и параметров бюджета.

В Проекте Бюджетной стратегии имеет место нарушение принципа системности. Так, например, в разделе 2 Проекта Бюджетной стратегии определены задачи формирования и реализации бюджетной политики. В качестве одной из задач разработчики проекта называют необходимость «... реализации нового этапа развития межбюджетных отношений».

При этом, ключевой проблемой обозначены расширение самостоятельности и ответственности органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, необходимость повышения предсказуемости и прозрачности принципов и механизмов формирования и распределения межбюджетных трансфертов.

В разделе 4 Проекта Бюджетной стратегии «... Прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации» отмечается ожидание сокращения доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.

При этом, закрепляется сокращение объемов межбюджетных трансфертов за счет повышения собственных доходов бюджетов бюджетной системы при условии укрепления финансовой самостоятельности бюджетов (предполагается увеличение доходов, формируемых за счет фонда оплаты труда и прибыли, что для региональных и местных бюджетов маловероятно).

Одновременно отражена целесообразность концентрации доходов в федеральном бюджете для их последующего перераспределения в силу сохранения в средне- и частично в долгосрочной перспективе значительных различий в бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и высокой неравномерности размещения, и мобильности налоговых баз по основным налогам. Однако не рассмотрен ни механизм межбюджетного распределения, ни основания для распределения, ни приоритетные территории.

В разделе 8 Проекта Бюджетной стратегии «Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» акцентируется внимание на необходимости усиления стимулов для развития собственного налогового потенциала территорий за счет закрепления на постоянной основе за региональными и местными бюджетами доходных источников и проведения ответственной бюджетной и налоговой политики. При этом, не обозначены формы и возможности их использования.

Вместе с тем, такие общие рекомендации и объяснения выбранных приоритетов вступают в определенное противоречие с положениями раздела 10 Проекта Бюджетной стратегии «Оценка и минимизация бюджетных рисков», где существенным назван риск роста несбалансированности бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации до 2018 г. и необходимости увеличения объемов межбюджетных трансфертов.

Принцип согласованности как обязательный принцип формирования бюджетной стратегии означает взаимную увязку документов различной природы и методов прогнозирования для использования преимуществ и обеспечения большей надежности результатов.

Для обеспечения согласованности параметров Бюджетной стратегии предполагается целесообразным определить взаимосвязь элементов и взаимозависимость бюджетных параметров разных прогнозных и плановых документов (основных направлений социально-экономического развития, концепций развития государства, отраслей и территорий, Бюджетной стратегии, стратегий социально-экономического развития государства, отраслей и территорий, прогнозов развития, направлений бюджетной и налоговой политики, государственных программ, инвестиционных программ, проектов бюджетов) в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.

Согласованность определяет систему обоснований перспектив социально-экономического развития, алгоритм социально-экономического планирования прогнозирования, обоснования бюджетных параметров.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Обязательные принципы формирования бюджетной стратегии