Направления совершенствования проекта Бюджетной стратегии РФ на период до 2030 года
Принятие проекта Бюджетной стратегии РФ на период до 2030 года будет способствовать расширению горизонтов долгосрочного бюджетного прогнозирования в России.
К направлениям совершенствования проекта Бюджетной стратегии РФ на период до 2030 года следует отнести ряд предложений.
1. Раздел 1 «Предпосылки формирования Бюджетной стратегии: российский и международный опыт реализации бюджетных реформ 2000-х гг.» было бы целесообразно дополнить информацией о состоянии фондов финансовых резервов (Резервного фонда РФ, Фонда национального благосостояния), в частности о динамике размеров этих фондов в период 2008 - 2012 гг.
2. В разделе 2 «Цели, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики», помимо представленной в проекте информации, необходимо определить организационные, правовые и иные механизмы реализации Бюджетной стратегии (организация, мониторинг и контроль, инструменты реализации).
3. В раздел 3 «Условия формирования Бюджетной стратегии» целесообразно включить анализ прямого и опосредованного влияния неблагоприятных тенденций (событий) в мировой экономике, которые могут негативно повлиять на показатели социально-экономического развития и бюджетную систему РФ.
4. В разделе 4 «Прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации» и разделе 8 «Прогноз основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» содержится информация о достаточно стабильных показателях доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
При этом, одновременно представлены данные, характеризующие существенное сокращение параметров Пенсионного фонда РФ. В этом нами видится определенное противоречие, поскольку на формирование доходов бюджетов субъектов РФ существенное влияние оказывает размер фонда заработной платы, от которого зависят также и поступления в Пенсионный фонд РФ.
В связи с этим, параметры консолидированных бюджетов субъектов РФ в долгосрочной перспективе представляются слишком оптимистичными.
5. В разделе 10 «Оценка и минимизация бюджетных рисков», помимо перечисленных внутренних рисков (демографические, инвестиционные, кредитные), необходимо учитывать также:
– риски, обусловленные сохранением террористической угрозы и приводящие к увеличению расходов бюджета на обеспечение безопасности;
– риски возникновения масштабных стихийных бедствий (это особенно характерно для регионов Дальневосточного федерального округа);
– риски введения внешнеэкономических санкций в отношении России.
Формирование Бюджетной стратегии на государственном уровне с учетом названных предложений и ее последовательная реализация создают предпосылки для создания необходимых условий, обеспечивающих высокие и устойчивые темпы экономического роста, социального развития и политическую стабильность в стране.