Общие принципы разработки и реализации государственных программ

obshchie-printsipy-razrabotki-i-realizatsii-gosudarstvennykh-programm

В России задача перехода к программному бюджету была поставлена Президентом РФ в Бюджетном Послании о бюджетной политики в 2013 - 2015 гг., где отмечалось, что «для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ».

В свою очередь Программой Правительства Росси по повышению эффективности бюджетных расходов был закреплен переход федерального бюджета к программной его структуре.

Объектом программного бюджетирования являются государственные программы, порядок разработки, реализации и оценки эффективности которых утвержден соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Государственная программа Российской Федерации - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.

Укажем, что в качестве общих принципов разработки и реализации государственных программ обозначены следующие критерии:

– определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

– формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

– установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

– охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

– наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

– проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Среди важнейших ожидаемых эффектов от внедрения государственных программ Правительством России указываются следующие.

Во-первых, деятельность министерств и ведомств увязывается с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей.

Во-вторых, программный бюджет позволяет проведение более жесткой бюджетной политики.

В-третьих, повышается качество управления бюджетными средствами.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Общие принципы разработки и реализации государственных программ