Переход к практике программного бюджетирования в России
Рассмотрим особенности перехода к практике программного бюджетирования в России.
Современная российская бюджетная практика в рамках применения программно-целевого планирования свидетельствует также об использовании долгосрочных целевых и ведомственных программ.
Так, федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
В свою очередь ведомственная целевая программа – утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Одной из особенностей применения государственных программ является использование широкого спектра инструментов государственного управления, среди которых: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, взаимодействие со всеми субъектами бюджетных отношений. В свою очередь для долгосрочных и ведомственных программ характерно лишь бюджетное финансирование.
Безусловно, переход к практике программного бюджетирования в России потребовал создания базовых условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам, в том числе изменения порядка составления и утверждения бюджетов, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации, формирования статистических данных, являющихся базовыми для показателей результативности.
Механизм внедрения программного бюджетирования в практику составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введен с 1 января 2014 года.
При этом в классификацию расходов бюджетов введены изменения, касающиеся видов расходов.
Так, едиными для бюджетов бюджетной системы России группами видов расходов являются:
1) группа «Расходы на выплату персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;
2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
3) группа «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;
4) группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
5) группа «Межбюджетные трансферты»;
6) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;
7) группа «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;
8) группа «Иные бюджетные ассигнования».
Важно отметить, что целевые статьи расходов федерального бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам или непрограммным направлениям деятельности (функциям) федеральных государственных органов, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, или к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, в современной бюджетной практике не сформирована однозначная позиция относительно внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях. Так, согласно одной из позиций региональные и муниципальные программы должны быть максимально приближены к федеральным программам.
Согласно противоположной позиции соответствующим территориям необходимо ориентироваться, прежде всего, на приоритеты их социально-экономического развития, и соответственно предусматривать иные программы.
В результате особенности внедрения государственных программ на региональный и муниципальный уровень повлекут за собой необходимость совершенствования системы бюджетного планирования.