Структура консолидированного бюджета России

struktura-konsolidirovannogo-byudzheta-rossii

Эффективная бюджетная политика всегда направлена на эффективное управление структурой консолидированного бюджета, доходами и расходами бюджета на различных уровнях.

Анализ консолидированного бюджета России позволяет установить структуру консолидированного бюджета, выявить связи доходов с важнейшими макроэкономическими показателями. Динамика доходов и расходов может быть оценена как следствие воздействия ряда факторов. Установленные нами мультипликативные зависимости позволили осуществить разложение абсолютного прироста результативных показателей по факторам.

Прирост доходов консолидированного бюджета в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом составил 2635,1 млрд. руб., или 19,7 %. Это изменение обеспечено ростом ВВП на 1 занятого и увеличением доли занятых в общей численности населения на 3356,3 млрд. руб. (на 29,4 %) и на 112,4 млрд. руб. (0,8 %), соответственно. В сторону снижения доходов бюджета действовали 2 фактора: снижение численности населения и сокращение доходов бюджета на единицу ВВП. Они образовали потери бюджета, соответственно, в размере 14,1 млрд. руб. (0,1 %) и 819,5 млрд. руб. (4,9 %).

В 2010 - 2011 гг. все факторы оказали положительное влияние на прирост доходов бюджета.

Увеличение расходной части консолидированного бюджета в 2008 г. по сравнению с 2007 г. обеспечено приростом ВВП на душу населения и численности занятых в экономике, соответственно, на 2952,4 млрд. руб. (25,97 %) и на 83,7 млрд. руб. (0,74 %). Снижение доли расходов бюджета в ВВП и нагрузки на занятую часть населения привело к снижению расходов бюджета 95,7 млрд. руб. (0,83 %) и на 329,8 млрд. руб. (2,3 %).

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. прирост расходной части бюджета был вызван теми же факторами, что и в 2008 - 2007 гг.

Статистические методы позволяют изучать структуру и динамику бюджетных статей. Для характеристики структуры консолидированного бюджета России используют показатели доходов и расходов по статьям бюджетной классификации.

Обобщающими показателями доходов консолидированного бюджета России являются показатели общего объема, налоговых и неналоговых доходов. Абсолютные показатели доходов в целом и по отдельным статьям сопоставляются с величиной ВВП в текущих ценах. Основной статьей доходов являются налоговые поступления.

В 2008 г. налоговые поступления составили 61,8 % показателя общего объема доходов при налоговой нагрузке в 23,8 % к ВВП. Произошло снижение налоговых поступлений на 4,9 процентного пункта по сравнению с 2005 г. Удельный вес налоговых доходов за 2005 - 2008 гг. сократился на 4,83 процентного пункта, а налоговая нагрузка на ВВП снизилась на 1,51 процентного пункта.

В 2011 г. показатели структуры доходов и налоговой нагрузки приблизились к уровню кризисного 2008 г.

Вследствие неэффективности действующей налоговой системы профицит бюджета в 2005-2008 гг. колебался от 8,4 до 4,9 % общего объема ВВП.

Для межстрановых сопоставлений могут быть рассчитаны показатели бюджета по отношению к ВВП. Так, налоговая нагрузка на ВВП в развитых странах составляет около 30 %, при этом в России в среднем - около 25 % .

Возрастает роль статистических методов, изучающих структурные составляющие и их изменения. Структурные показатели позволяют анализировать основные тенденции в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета России, характеризующие динамические сдвиги, вызванные развитием рыночных отношений при активном участии государства.

С целью анализа значимости отдельных видов налогов в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет России осуществляется анализ их структуры и выявление тенденций в изменении налоговой нагрузки.

Средние абсолютные показатели прироста и темпа роста за период 2005 - 2008 гг. присущи большинству структурных характеристик налогов, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов. Устойчивую тенденцию роста сохраняют показатели структуры страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Наибольшая налоговая нагрузка на ВВП в первом периоде 2005-2008 гг. в среднем за год связана с налогами на прибыль организаций (6,2 %), с налогом на добавленную стоимость (6,0 %), с платежами за пользование природными ресурсами (4,1 %) и с налогом на доходы физических лиц (3,7 %).

При этом в основном наблюдалось абсолютное снижение налоговой нагрузки за исключением налога на доходы физических лиц, на совокупный доход и платежи за пользование природными ресурсами. Наибольшее снижение налоговой нагрузки связано с налогом на добавленную стоимость (в среднем на 0,3 процентного пункта, или на 9,1 %). Наибольший прирост налоговой нагрузки (на 0,2 процентного пункта, или на 7,0 %) вызван налогом на доходы физических лиц.

В третьем периоде (2010-2011 гг.) наибольшую налоговую нагрузку обеспечивают:

– страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

– налог на добавленную стоимость;

– налог на прибыль организаций;

– налог на доходы физических лиц.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета России за 2005-2008 гг. свидетельствует об увеличении доли расходов на национальную экономику на 4,94 процентного пункта - с 11,24 до 16,18 %, при уменьшении доли на социально-культурные мероприятия на 2,55 процентного пункта.

В 2009-2011 гг. ситуация улучшилась: снизилась доля расходов на национальную экономику на 3,37 процентного пункта (с 17,34 до 13,97 %) и возросла доля расходов на социально-культурные мероприятия на 3,40 процентного пункта.

Государство призвано учитывать выбор основных бюджетных приоритетов. Необходим бюджетный маневр, в частности по корректировке военных расходов и увеличению расходов по статьям, которые дают экономический рост в последующем: качество человеческого капитала, образование и здравоохранение

Объем бюджета, выбор объектов инвестирования и налоговых мер являются важнейшими направлениями, оказывающими влияние на ход экономического развития и принятие неотложного комплекса решений, необходимых России.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Структура консолидированного бюджета России