Участники формирования доходов бюджетов
В условиях реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса в России особую актуальность приобретают вопросы формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Это объясняется продолжительностью проводимых реформ, основы которых были заложены еще в бюджетном законодательстве конца XX в. Их перманентный характер не позволяет с достаточной точностью и в долгосрочной перспективе планировать и исполнять бюджеты бюджетной системы России по доходам.
В экономической литературе проработанными являются вопросы взимания отдельных видов налогов либо вопросы налогообложения в рамках актуальных приоритетов осуществляемой бюджетной политики.
Проблемы бюджетных полномочий по формированию доходов, особенно в части неналоговых доходов бюджетов, практически остаются без внимания.
С другой стороны, действующая практика предполагает либо рассмотрение формирования доходов бюджетов как планирование показателей доходов, либо как наполнение бюджета в процессе его исполнения. Целесообразно формирование доходов бюджетов рассматривать на всех стадиях бюджетного процесса.
В соответствии с действующим законодательством доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетными полномочиями РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и об иных обязательных платежах.
Участниками формирования доходов бюджетов являются:
– плательщики налогов, сборов и иных платежей;
– коммерческие банки и учреждения Банка России;
– администраторы поступлений;
– органы Федерального казначейства;
– Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. На стадии составления проекта бюджета оно основано на бюджетных полномочиях органов власти и управления.