Структура доходов местных бюджетов в России и США

struktura-dokhodov-mestnykh-byudzhetov-v-rossii-i-ssha

Рассмотрим структуру доходов местных бюджетов в России и США.

В США и России доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых поступлений и межбюджетных трансфертов.  Однако в США местные налоги играют самостоятельную роль и служат основой доходной части местных бюджетов. В свою очередь они подразделяются на прямые и косвенные налоги, надбавки к федеральным налогам, собственные налоги местных органов власти, которые собираются только на местах.

В сравнении с бюджетным законодательством России, налоговые поступления местных бюджетов формируются за счет поступления в бюджет федеральных, региональных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

К местным налогам в настоящее время относят налог на имущество физических лиц и земельный налог, которые в полном объеме поступают в бюджет данного муниципального образования.

В США поимущественный налог с физических и юридических лиц составляет 30% общих доходов местных бюджетов, в то время как в России в основном местные бюджеты формируются за счет от таких налогов как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.

Кроме того, бюджетный механизм каждого государства различается по способам взаимодействия между уровнями бюджетной системы.

В местные бюджеты США могут поступать средства из федерального бюджета в форме субсидий, либо программ распределения доходов. Причем, исполнительные органы муниципалитетов за счет субсидий могут финансировать только строго определенные сферы экономики (здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.д.).

Бюджетный механизм России предполагает, что финансовая помощь от бюджета другого уровня может поступать в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной помощи.

Например, успех социально-экономического развития муниципальных образований США состоит в широких бюджетно-налоговых  полномочиях, автономии по формированию местных бюджетов, а также высокой доли местных налогов (более 22% от консолидированного бюджета США).

В то время как в России большинство муниципальных образования дифференцированы по уровню социально-экономического развития, их бюджеты дотационны и полностью зависят от помощи вышестоящих бюджетов.

Таким образом, проблема неблагополучия муниципалитетов России кроется в несоответствии объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Так, в настоящее время доходы местных бюджетов  не превышают 12% от консолидированного бюджета РФ.

Структура доходов местных бюджетов в России и США имеет существенные различия.

Таким образом, решением проблемы могло бы стать увеличение доли отчислений от таких налогов как налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в России налоги, сборы и штрафы, уплачиваемые организациями за вред, причиненный в процессе их хозяйственной деятельности, поступают в федеральный и региональный бюджеты, что достаточно не целесообразно, поскольку данные средства должны быть направлены на устранение таких последствия и на развитие территории муниципального образования, что входит в полномочия администрации данного муниципалитета.  Вместе с тем, в США местные налоги включают экологические налоги, поимущественный налог, сборы с транспортных средств.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Структура доходов местных бюджетов в России и США