Самостоятельность местных органов власти стран ОЭСР в установлении налогов

samostoyatelnost-mestnykh-organov-vlasti-stran-oesr-v-ustanovlenii-nalogov

Недостатком проанализированных данных является то, что они характеризуют налоговые доходы местных органов власти без учета налоговых полномочий, которыми обладают муниципалитеты при их взимании.

Муниципалитетам стран ОЭСР переданы достаточно широкие полномочия. Причем по налогам, обеспечивающим 15% поступлений, решения местных органов власти ничем не ограничены, по 18% поступлений — определена лишь налоговая база, при том что муниципалитеты сами устанавливают налоговую ставку.

По налогам, обеспечивающим одну треть доходов, местные органы власти имеют определенную свободу в установлении налоговой ставки.

Степень самостоятельности местных органов власти неодинакова для различных групп налогов.

Наименьшая самостоятельность местных органов власти в установлении основных элементов налога предусмотрена для налогов с бизнеса. Но если эти налоги регламентируются на вышестоящем уровне, по ним в обязательном порядке предусматриваются ограничения налоговой ставки.

Наименьшую самостоятельность местные органы власти имеют по отношению к косвенным налогам. Тем не менее в трети случаев местные органы власти вправе определять ставки косвенных налогов в заданных ограничениях.

В связи с очевидными упущениями агрегированных данных интерес представляют налоговые полномочия местных органов власти по странам.

Наиболее широкие полномочия имеют местные органы власти в странах ОЭСР с преобладанием поимущественных налогов, наименее — в странах ОЭСР с преобладанием косвенных налогов.

Вместе с тем самая высокая значимость налогов для местных бюджетов, подкрепленная наиболее широкими налоговыми полномочиями, наблюдается в странах ОЭСР с преобладанием на местном уровне поступлений от подоходных налогов, что связано с их фискальным потенциалом.

Россию можно отнести к странам, формирующим бюджеты муниципалитетов за счет поступлений от подоходных налогов. Но, в отличие от стран ОЭСР этой группы, российские местные органы власти обладают минимальной самостоятельностью при установлении подоходных налогов (по всем налогам, кроме единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, имеет место только разделение поступлений, но и полномочия в установлении этого налога весьма ограничены).

Для выработки рекомендаций по повышению налоговой автономии местных властей в России интерес может представлять изучение опыта местного налогообложения федеративных государств, в частности взимания промыслового налога в Германии, цели и механизмы межбюджетных отношений которой близки Российской Федерации.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Самостоятельность местных органов власти стран ОЭСР в установлении налогов