Цены на нефть, обменный курс, доходы бюджета
Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры.
Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки НДПИ на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ.
Вместе с тем изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели.
В начале 2014 г. российская экономика столкнулась с относительно новым явлением — резким ослаблением рубля, не связанным с изменением цен на нефть.
Согласно заявлению ЦБ, уже в 2014 году произошел переход к политике плавающего обменного курса, что сделало курс еще более волатильным и менее предсказуемым. Это ставит перед правительством и экспертным сообществом новые вопросы: как влияет изменение курса национальной валюты на формирование доходов бюджета, в частности, в какой мере ослабление рубля может быть выгодно с фискальной точки зрения.
Роль нефтегазового сектора в производстве ВВП невелика, но важна с точки зрения финансовых потоков. Высокая зависимость экономики России от цены на нефть традиционно окружена мифами о большой значимости сырьевого сектора в производстве российского ВВП. Однако фактическая доля сектора в ВВП равна около 20%. Последние 10 лет физические объемы роста добычи и переработки росли лишь на 1% г/г, в частности на 1-3% в год последние пару лет.
Непосредственный вклад нефтегазового сектора в экономический рост невелик; влияние цены на нефть намного ощутимее с точки зрения финансовых потоков.
Снижение цены на нефть на 10 долл./барр. в год ведет к ослаблению рубля на 1,5-2,0 руб./ долл. Так как на нефтегазовый сектор приходится 2/3 годового экспорта России, изменение среднегодовой цены на нефть на 10 долл./барр. соответствует изменению годовых экспортных доходов на 30 млрд. долл. и профицита торгового баланса на 10-15 млрд. долл., что оправдывает движение курса рубля на 1,5-2,0 руб./ долл.
При этом исторически реакция курса была асимметричной из-за предпочтения ЦБ препятствовать укреплению рубля. Но теперь, когда регулятор заявил о переходе к свободному плаванию, движение рыночного курса должно стать более симметричным снижению ВВП на 0,4-0,8%.
Учитывая невысокую долю нефтегазового сектора в ВВП, изменение цены на нефть на 10 долл./барр. эквивалентно лишь 0,4-0,5% ВВП. Но эта зависимость действует лишь при снижении цены на нефть: из-за структурных ограничений положительный эффект роста цены на нефть нейтрализуются чистым оттоком капитала.
При резком снижении цен на нефть, как это было в 2008-2009 гг., негативный эффект составляет 0,8% ВВП на каждые 10 долл./барр. снижения, так как в этом случае эффект сокращения торгового баланса и выпуска в нефтегазовом секторе распространяется на другие компоненты ВВП и съедает 10 млрд. долл. доходов бюджета.
Нефтегазовые доходы – это 50% доходов федерального бюджета; снижение цены на нефть на 10 долл./барр. ведет к потере 20 млрд. долл. в год нефтяных доходов и 100 млрд. руб. ненефтяных доходов через негативный эффект на рост ВВП. Но из-за ослабления рубля на 1,5-2,0 руб./ долл. доходы бюджета, привязанные к иностранной валюте, увеличиваются на 300-400 млрд. руб. В итоге при снижении цены на нефть на 10 долл./барр. совокупные доходы бюджета падают лишь на $10 млрд.
Уровень бездефицитности текущего счета и бюджета по цене на нефть улучшился. Ослабление рубля, которое сопутствует падению цены на нефть, смягчает общий негативный эффект ухудшения конъюнктуры нефтяного рынка.
Сокращение импорта приведет к снижению цены на нефть, балансирующему текущему счету, с 98 долл./барр. в 2013 г. до 80 долл./барр. в этом году. Ослабление рубля также было главной причиной снижения уровня бездефицитности бюджета с 114 долл./барр. в 2013 г. до 100 долл./барр. в этом году.