Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы России

Рассмотрим основные проблемы и направления совершенствования бюджетной системы России.

Анализ состояния бюджетной системы России в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоят следующие:

— сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;

— оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;

— обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

— усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;

— повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;

— перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

— усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

— оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Направления совершенствования бюджетной системы России

Одним из очевидных направлений совершенствования бюджетной системы России является создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней.

Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.

Оптимизировать структуры статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктуризовать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.

Неопределение названных критериев предполагает движение к сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и политики государства в целом.

Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей.

Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Усовершенствование налоговой системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:

• обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;

• сокращение сроков просроченной задолженности;

• усиление финансового контроля;

• изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;

• введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;

• изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.

Низкий уровень сбора налогов объясняется сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.

Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время.

Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.

Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.

Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

Таким образом, реализация любой частной задачи на основе политического решения не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в комплексе всех перечисленных задач позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы России