Принципы системности бюджетной системы

Принципы как исходные и основополагающие характеристики любого процесса и системы присущи и бюджетной системе.

Принципы позволяют охарактеризовать бюджетную систему с различных позиций, проанализировать систему по различным показателям с целью оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом.

Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно подразделить на две группы:

общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;

принципы системности бюджетной системы, характеризующие бюджет как систему.

Среди множества принципов системности бюджетной системы можно выделить наиболее важные, к которым относятся следующие принципы:

— принцип единства бюджетной системы;

— принцип разграничения доходов и расходов внутри системы и по ее уровням;

— принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета;

— принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств;

— принцип вертикальности бюджетной системы;

— принцип межбюджетных отношений;

— принцип универсальности бюджетов.

1. Принцип единства бюджетной системы предполагает:

• единство правовой базы;

• единство денежной системы;

• единство форм бюджетной классификации и документации;

• использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;

• применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;

• применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

2. Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующимибюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов. Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

3. Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

4. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

5. Принцип вертикальности бюджетной системы предполагает вертикальное структурное строительство бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное образование имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали «сверху — вниз» в целях перераспределения денежных средств при решении задач социально-экономического характера или выравнивания доходов звеньев бюджетной системы.

6. Принцип межбюджетных отношений характеризует бюджетную систему с позиций распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Принцип межбюджетных отношений означает, что отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.

7. Принцип универсальности бюджетов предполагает, что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными бюджетами, а местные бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Принципы системности бюджетной системы