Методы бюджетного регулирования

По мере развития государства менялись методы бюджетного регулирования, методы и способы распределения доходов между уровнями бюджетной системы.

Для бюджетных систем многих государств вплоть до середины XX в., в том числе дореволюционной России, типичной была горизонтальная модель распределения доходов между бюджетами.

Ее характерной чертой являлось то, что за государственным бюджетам и бюджетами территориальных образований (земскими, городскими) закреплялись свои налоги и сборы, территориальные бюджеты не включались в государственный бюджет, отсутствовала правовая база перераспределения функций должностных лиц государства и территориальных органов власти в отношении бюджетных прав и ответственности.

Все это затрудняло, а в отдельных случаях исключало оказание финансовой помощи территориальным образованиям непосредственно из государственного бюджета.

С одной стороны, такая модель образования доходной части бюджета обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти от вышестоящих инстанций, но с другой стороны — порождала крайнюю неравномерность развития регионов и социальную обеспеченность граждан ввиду неравномерности расселения населения и развитости инфраструктуры регионов в экономическом отношении.

Отсутствие законодательного механизма регулирования бюджетных средств в масштабе бюджетной системы государства отрицательно сказывалось на развитии местных хозяйств, социальном развитии общества, здравоохранении, образовании и особенно на возможностях регионов в развитии объектов инфраструктуры.

Первый шаг к устранению данного недостатка был сделан СССР в 1931 г. С этой целью Наркомат финансов включил в государственный бюджет веерную модель перераспределения бюджетных доходов.

Суть веерной модели состояла в том, что за каждым звеном бюджетной системы закреплялись определенные виды налогов, вводился механизм регулирования в виде долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных налоговых и неналоговых доходов.

Кроме того, был принят закон, согласно которому сумма налога, собираемого на территории, распределялась между союзным, региональными (республикой, краем, областью) и местными (городом, районом, поселком) бюджетами.

В 70–80-е гг. в СССР был внедрен метод долговременных социальных нормативов, характеризующих уровень обеспеченности населения набором специальных благ и услуг исходя из расчета потребности на душу населения. Недостатком метода долговременных социальных нормативов была сложность расчетов данного рода благ и услуг.

В середине 80-х гг. в СССР обсуждалась новая одноканальная модель. Согласно данной модели предлагалось отказаться от разделения доходов местных бюджетов на собственные доходы и отчисления от доходов вышестоящих бюджетов. Рекомендовался переход к территориальному принципу формирования и распределения государственных бюджетных доходов, что стимулировало хозяйственные отношения и развивало принцип самофинансирования регионов.

Наиболее простой, доступной и эффективной является веерно-кольцевая модель формирования бюджетов и перераспределения бюджетных ресурсов между отдельными звеньями бюджетной системы.

Веерно-кольцевая модель обеспечивает формирование и функционирование территориальных бюджетов из расчета минимальных потребностей регионов, а также муниципальных образований.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Методы бюджетного регулирования