Веерная модель распределения бюджетных доходов

Суть веерной модели распределения бюджетных доходов состоит в том, что за каждым звеном бюджетной системы закрепляются определенные виды налогов, вводится механизм регулирования в виде долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных налоговых и неналоговых доходов.

Веерная модель распределения бюджетных доходов была включена в государственный бюджет СССР в 1931 году. В последствии был принят закон, согласно которому сумма налога, собираемого на территории, распределялась между союзным, региональными и местными бюджетами.

Веерная модель распределения бюджетных доходов позволяла регулировать не только социальную сферу, но экономическую (развитие промышленности, сельского хозяйства), политическую (подготовка территории к обороне, обеспечение безопасности), системы образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Преимущество веерной модели распределения бюджетных доходов состояло и в том, что:

• достигалось единство и целостность бюджетов всех уровней и единство всех органов власти уровней бюджетной системы в вопросах развития территорий;

• создавался механизм оказания финансовой помощи всем территориям и не только в их развитии, но и в случае стихийных бедствий и иных непредвиденных обстоятельств;

• появились рычаги регулирования экономической и социальной сфер в вопросах развития регионов и воздействия на жизнь населения.

Преимущества веерной модели СССР распространились на многие страны и с рыночной экономикой. Практически веерная модель с некоторыми изменениями и дополнениями характерна и для современной России.

Однако имеются и недостатки веерной модели распределения бюджетных доходов, а именно:

— низка доля собственных доходов в территориальных и особенно местных бюджетах ввиду недостаточности собственных налоговых и неналоговых источников пополнения бюджетов;

— велик элемент субъективизма всех уровней власти бюджетной системы при распределении величин (процентов) отчислений от налогов и сборов в нижестоящие бюджеты и зависимости от них;

— модель способствует развитию иждивенчества отдельных территорий, стремящихся получить средства из вышестоящего бюджета в целях развития своего территориального образования без учета благоприятных местных факторов, недостаточной организационной работы и продуманной региональной бюджетной политики;

— велики встречные и неоправданные потоки движения финансовых ресурсов вверх с территориальных образований, а затем вниз в нижестоящие бюджеты;

— велика централизация и концентрация денежных ресурсов в вышестоящих бюджетах, что делает нижестоящие звенья бюджетной системы зависимыми от вышестоящего уровня, приводит к порождению негативных явлений и усугублению противоречий между звеньями бюджетной системы.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Веерная модель распределения бюджетных доходов