Веерно-кольцевая модель бюджетного регулирования
Наиболее простой, понятной, доступной и эффективной является веерно-кольцевая модель бюджетного регулирования, формирования бюджетов и перераспределения бюджетных ресурсов между звеньями бюджетной системы.
Вертикально-кольцевая модель бюджетного регулирования обеспечивает формирование территориальных бюджетов из расчета минимальных потребностей регионов и муниципальных образований.
Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований должно осуществляться на основе планов социально-экономического развития субъекта РФ и местного самоуправления, разрабатываемых соответствующими органами власти с участием вышестоящих органов.
Планы социально-экономического развития территориальных образований согласовываются органами власти вышестоящей инстанции в случае финансирования проектов этой инстанцией.
Финансирование программ социально-экономического развития территорий может осуществляться по схеме:
• развитие регионов за счет средств федерального бюджета РФ;
• развитие муниципальных образований за счет средств, запрашиваемых субъектом РФ у федерального бюджета;
• развитие регионов за счет средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов;
• развитие муниципальных образований за счет средств, выделяемых из регионального и местного бюджета.
При четкой схеме планирования социально-экономического развития административно-территориальных образований может быть использована схема целевого выделения финансов из федерального бюджета на реализацию наиболее важных программ.
Вертикально-кольцевая модель бюджетного регулирования позволяет:
— одновременно выравнивать уровни социально-экономического развития административно-территориальных образований;
— упростить систему бюджетного регулирования всех уровней бюджетной системы;
— установить действенный контроль за социально-экономическим развитием территорий на основе единой социально-экономической политики государства;
— обеспечить оптимальное перераспределение бюджетных средств и выделений необходимо-минимальных ресурсов в территориальные бюджеты в целях решения первоочередных социально-экономических программ;
— исключить встречные и параллельные потоки движения финансовых ресурсов в бюджетном процессе;
— обеспечить заинтересованность и повышение роли и ответственности всех органов за формирование доходной части бюджетов, за расходование бюджетных средств и результаты социально-экономического развития своих территорий;
— упростить бюджетную классификацию (по статьям доходов и расходов) бюджетов всех уровней бюджетной системы;
— упростить бюджетный процесс (бюджетное планирование) на всех уровнях бюджетной системы;
— реализовать в практику бюджетов и бюджетной системы принципы бюджетности и системности, что сделает бюджетную систему эффективной с точки зрения формирования бюджетов, распределения бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и простой по методам бюджетного регулирования финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы.