Классификация и виды расходов бюджета

Рассмотрим классификации и виды расходов бюджета, а также выявим признаки классификации расходов бюджета.

Классификацию расходов бюджета можно характеризовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом.

Классификация расходов бюджета представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства.

К признакам классификации расходов бюджета можно отнести следующие:

— иерархию уровня власти или уровень управления;

— направленность расходов;

— экономическое содержание расходов;

— эффективность расходования средств;

— территориальность расходов;

— подведомственность расходов;

— характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.

В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы деятельности:

— управление (государственного, регионального, муниципального);

— оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

— социальное обеспечение и здравоохранение;

— образование и наука;

— международная деятельность;

— экономика (промышленность, энергетика, строительство);

— сельское хозяйство и рыболовство;

— инфраструктура;

— жилищно-коммунальное хозяйство;

— государственные долги и т. д.

По экономическому содержанию расходы бюджетов классифицируются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений.

Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По экономическому эффекту расходы бюджетов подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации расходов положен признак, характеризующий вклад денежных средств из бюджета в сферу, которая развивается и дает доход в бюджет или только работает на потребление.

Производительные расходы бюджетов — это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических основ народного хозяйства. К ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства, научные исследования и т. д.

Непроизводительные расходы бюджетов не дают прироста имущественных достояний или не укрепляют экономические основы народного хозяйства. К ним относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д.

Долговые расходы бюджетов являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму долга (внешнего и (или) внутреннего).

По характеру потребностей в средствах расходы бюджета подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные.

К обыкновенным расходам бюджетов относят расходы, которые отвечают постоянным потребностям государства, которые покрываются за счет налоговых поступлений и деятельности предприятий (федеральных, региональных, местных).

Чрезвычайные расходы бюджетов обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Их покрытие обеспечивается за счет продажи имущества, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований (внешних, внутренних), введения новых налогов и т. д.

По территориальности расходы бюджета можно подразделить на два уровня: внутренние и внешние.

К внутренним расходам бюджетов относят все расходы по обеспечению всех сфер деятельности общества и государства, в том числе погашение внутренних долгов за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

К внешним расходам бюджетов относят расходы на международную деятельность, покрытие внешних долговых обязательств Правительства РФ и правительств субъектов РФ.

В соответствии с подведомственностью получателей бюджетных средств бюджетные расходы классифицируют по подведомственному признаку на расходы министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий и т. д.

Анализ приведенных признаков классификации расходов бюджетов и видов расходов бюджета свидетельствует, что наиболее существенными из них являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые в полной мере позволяют характеризовать расходы бюджета любого уровня бюджетной системы.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Классификация и виды расходов бюджета