Значение бюджетной классификации и современная бюджетная классификация РФ
Значение бюджетной классификации
Анализ бюджетных систем СССР, РФ и зарубежных стран свидетельствует, что по своему составу, источникам формирования доходов, направлениям использования доходов и другим признакам бюджетные доходы и расходы имеют свои особенности.
В интересах углубленного анализа бюджетного процесса, планирования, учета доходов и расходов, их прогнозирования в рамках единой бюджетной системы бюджетная классификация доходов и расходов имеет большое значение.
Бюджетная классификация доходов и расходов не только позволяет систематизировать бюджетный процесс, но способствует проведению действенного финансового контроля за формированием и расходованием бюджетов на всех уровнях власти.
Бюджетная классификация позволяет обеспечить:
— действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами территориальных образований;
— целенаправленное использование сгруппированных доходов и расходов по элементам бюджетной классификации;
— реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной системы;
— своевременное регулирование бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его социальной и экономической сферах деятельности;
— сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей с целью внесения предложений по формированию, использованию или уточнению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономического развития;
— определенную детализацию группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюджетных средств;
— сопоставление смет однородных организаций, учреждений и ведомств территориальных бюджетов в целях улучшения процесса планирования расходной части бюджета;
— определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и расходов или степени удовлетворения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;
— создание условий для объединения бюджетов и смет в общие своды в интересах проведения статистического и экономического анализов с целью упрощения контроля за исполнением бюджетов по направлениям и статьям расходов;
— сопоставление доходов с расходами с целью определения финансово-бюджетной политики в области социально-экономического развития государства или территориального образования;
— единый методологический подход к составлению и исполнению бюджетов в интересах сравнимости бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятельности.
Бюджетная классификация строится на единых принципах, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ и других законодательных актах. Бюджетная классификация, как об этом свидетельствует исторический опыт и анализ бюджетных систем, постоянно подлежит трансформации и отражает определенный этап развития государства через его бюджетную систему.
Современная бюджетная классификация РФ
Современная бюджетная классификация РФ изложена в Бюджетном кодексе РФ и включает следующие элементы:
1. Классификацию доходов бюджетов РФ.
2. Классификацию расходов бюджетов РФ:
• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
• ведомственную классификацию расходов Федерального бюджета РФ.
3. Классификацию источников финансирования:
• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
• классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета.
4. Классификацию видов государственного долга:
• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
• классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.