Расходы на обеспечение обороны и безопасности государства
Рассмотрим особенности расходов на обеспечение обороны и безопасности государства.
Необходимость финансирования мероприятий по обеспечению обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности является одной из важнейших задач сохранения России как суверенного государства и ее территориальной целостности.
Несмотря на снижение внешних угроз в целом, сохраняются региональные вооруженные конфликты и локальные войны, разрастается международный терроризм, распространяется ядерное и другие виды оружия массового уничтожения, возрождаются силы, делающие ставку на военную силу и специальные органы.
Кроме того, Россия значительно утратила свои позиции в вопросах реформирования силовых структур, приведения силовых структур в соответствие с задачами, которые предстоит им решать в ближайшем будущем или в отдаленной перспективе.
В частности, до настоящего времени не стало целью общее реформирование армии в направлении ее соответствия как экономическим возможностям страны, так и изменившейся военно-стратегической обстановке. По сути, армия СССР распалась, армия России находится в стадии становления.
При планировании расходов на оборону следует учитывать реализацию первоочередных мероприятий военной реформы:
— сокращение численности армии и флота, но до уровней достаточности;
— совершенствование и оптимизацию структур видов вооруженных сил, родов войск и сил;
— совершенствование (модернизацию) и производство новых видов, отвечающих требованиям середины XXI в.;
— переход армии на комплектование по смешанному, а в ближайшее десятилетие и по добровольному принципу;
— перестройка системы подготовки офицерских кадров и кадров младшего командного состава;
— создание системы гарантированного материального и социального обеспечения военнослужащих в ходе проведения реформы.
Доля расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность незначительна и составляет немногим больше 5% ВВП, в том числе на оборону 3,5%.
Расходы федерального бюджета РФ в 2013 году по разделу «национальная оборона» выросли по сравнению с 2012 годом на 25,8%, по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 9%.
Суммарно, по разделам «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы федерального бюджета выросли с 3,7 трлн. рублей в 2012 году до 4,4 трлн. рублей, 4,7 трлн. и 4,9 трлн. рублей в 2013-2015 годах соответственно.
При этом доля в общем объеме расходов составила в 2013-2015 годах соответственно 32,5%, 33,0% и 32,2%.
Военные расходы, ввиду их важности, включены непосредственно в единую систему государственных расходов. Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связанных с обеспечением обороны страны.
Планирование расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность является неотъемлемой частью планирования расходов федерального бюджета не только на очередной финансовый год, но с учетом прогноза развития РФ на среднесрочную (на 3 года) и долгосрочную (5 лет) перспективу.
Планирование расходов на оборону и правоохранительную деятельность осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета.
При формировании и исполнении военного бюджета учитываются следующие обстоятельства:
— закрытость части сведений, содержащих государственную тайну;
— широкий номенклатурный перечень потребляемых и используемых материальных ресурсов, включая высокую степень дифференциации техники и оружия;
— особенности формирования договорных цен на поставляемую продукцию (технику, оружие, продовольствие, обмундирование, ГСМ и т. д.);
— специфика учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств относительно гражданских бюджетных организаций.
Федеральным законом установлено, что финансирование расходов на оборону осуществляется непосредственно из федерального бюджета путем ассигнований средств МО РФ и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализации мероприятий в области обороны страны.
Расходы из федерального бюджета на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность расписывается по разделам и подразделам функциональной и ведомственной бюджетной классификации, по целевым статьям, видам расходов, по прямым получателям средств из федерального бюджета.
Планирование расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность осуществляется в соответствие с ведомственной классификацией расходов, отражающих распределение бюджета по прямым получателям ассигнований из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Первым получателем средств из федерального бюджета является Министерство обороны РФ, другие ведомства и министерства, которые составляют первый уровень бюджетной классификации.
Классификация целевых статей расходов образует второй уровень и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам.
Расходы по текущему содержанию структур определяются методом прямого счета исходя из числа личного состава и норм выплат денежного довольствия, заработной платы, продовольственных расходов, компенсаций, выплат по воинскому званию, единовременному вознаграждению по итогам года и т. д.
Расчеты по денежному довольствию определяются по категориям военнослужащих: офицеры (на уровне майора), офицеры старшего и высшего состава, прапорщики, сержанты и солдаты, в том числе, проходящие службу по контракту, курсанты и слушатели учебных заведений.
Расходы на продовольственное обеспечение личному составу определяются единым методом счета по всем министерствам и ведомствам, в составе которых проходят службу военнослужащие и приравненные к ним лица, на базе установленного размера продовольственного пайка в день.
Ассигнования из бюджета на закупку вооружения и техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выделяются из расчета твердо зафиксированного уровня от общей суммы военных расходов.
Расходы на социальное обеспечение военнослужащих, в том числе жильем, предусматриваются в федеральном бюджете по разделу «Социальная политика» и по отдельным федеральным программам, например «Государственные жилищные сертификаты».
Проекты смет расходов соответствующие ведомства на планируемый год с приложением необходимых расчетов и обоснований и к установленному сроку направляют в Минфин и Минэкономразвития России, где они анализируются, обобщаются, согласовываются и сопоставляются с экономическими и финансовыми возможностями государства.
Проект военного бюджета Министерства обороны РФ согласовывается с другими заинтересованными ведомствами и министерствами и представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ. В аналогичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.
По результатам исполнения федерального бюджета за отчетный год ведомства представляют в Минфин России отчеты о расходовании бюджетных средств силовыми министерствами и ведомствами.
Контроль за правильностью расходов средств силовыми министерствами и ведомствами осуществляют специальные финансовые службы воинских частей, учебных заведений, соединений и министерств.
Кроме того, проверку расходов проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление при Президенте РФ.