Источники финансирования дефицита бюджета
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
а) внутренние источники:
— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
б) внешние источники.
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств;
• кредиты банков и фирм иностранных государств;
• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:
— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
— бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— кредитов, получаемых от кредитных организаций;
— поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
— изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:
• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредитов, получаемых от кредитных организаций;
• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;
• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.
Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций.
Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.