Понятие, методы и субъекты управления государственным долгом

Понятие управления государственным долгом

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность действий государства, связанных с изучением рынка ссудных капиталов, выпуском займов, выплат процентов по выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту и погашению выпущенных займов.

Методы управления государственным долгом

Операции, связанные с подготовкой документов, необходимых для продажи государственных ценных бумаг, изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, размещением займов среди кредиторов, выплатой и начислением процентов, осуществляет Минфин России и другие подразделения при Правительстве РФ.

Расходы по управлению государственным долгом показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета, а в расход бюджета включаются только процентные выплаты по долгу.

Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, на котором обращаются ценные бумаги. Операции на первичном и вторичном рынках государственных облигаций осуществляются инвестиционными и универсальными банками (дилерами).

Суммы, которые государство получает в займы у кредиторов, а также проценты по ним погашаются в основном за счет бюджетных средств, текущих доходов и выпуска новых займов. Такой способ погашения государственных займов называют рефинансированием.

Операции по управлению государственным долгом связаны с кассовым исполнением бюджета, операции выполняют эмиссионные банки. Банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним и выплате облигаций, подлежащих выкупу.

Государство в целях управления государственным долгом прибегает к уточнению условий займа, касающегося доходности путем уменьшения размера номинального процента (конверсия) или превращает краткосрочные обязательства в средние — или долгосрочные (консолидация) или объединения нескольких займов в один заем (унификация), который образует консолидированный (фундированный) долг.

Одним из методов управления государственным долгом является выкуп займов, обращающихся на рынке ссудного капитала. В данном варианте государство поручает центральным и коммерческим банкам произвести выкуп займов с последующей выплатой им денежных средств. В случае отсутствия у государства денежных средств на погашение государственного внутреннего долга (банкротство) оно может аннулировать заем или отказаться от его уплаты, но данный способ применяется в практике крайне редко.

Субъекты управления государственным долгом

Управление государственным долгом в РФ осуществляется Федеральным казначейством, входящим организационно в состав Минфина России. На него возлагается решение следующих задач:

• регистрация всех долговых обязательств государства и долговых гарантий (внешних и внутренних);

• подготовка предложений по обслуживанию государственных долгов;

• определение уровней, состава, времени и условий выпуска внутренних и внешних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.

Минфин России выступает от лица Правительства РФ в качестве заемщика как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке.

В этой связи между Минфином России и ЦБ РФ устанавливается сотрудничество в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним и внешним государственным долгом. ЦБ РФ осуществляет операции по государственным ценным бумагам, а именно, их куплю-продажу, выкуп, выдает кредиты под залог государственных ценных бумаг, выступает в качестве агента Минфина России по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Понятие, методы и субъекты управления государственным долгом