Общая характеристика государственных внебюджетных фондов
Рассмотрим общую характеристику государственных внебюджетных фондов.
К государственным внебюджетным фондам относят:
— Пенсионный фонд РФ;
— Федеральный фонд социального страхования РФ;
— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Рис. 1. Внебюджетные фонды России
Средства федеральных внебюджетных фондов относятся к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения.
Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:
— «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ;
— «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ;
— Бюджетным кодексом РФ.
Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов — представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.
Сущность внебюджетных фондов показана на рис.2.
Рис. 2. Сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.
Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
— целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;
— средств бюджета;
— прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;
— займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;
— иных поступлений, не запрещенных законом.
Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.
Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.
Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):
— налоговых отчислений;
— бюджетных средств;
— добровольных взносов юридических и физических лиц;
— доходов от аукционов;
— штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.
Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований.
С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:
— социальной защиты населения;
— повышения жизненного уровня населения;
— сохранения и улучшения здоровья населения;
— социальной ориентации безработного населения;
— оказания социальных услуг населению;
— развития социальной инфраструктуры.