Общая характеристика государственных внебюджетных фондов

Рассмотрим общую характеристику государственных внебюджетных фондов.

К государственным внебюджетным фондам относят:

— Пенсионный фонд РФ;

— Федеральный фонд социального страхования РФ;

— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

vnebyudzhetnye-fondy-rossii

Рис. 1. Внебюджетные фонды России

Средства федеральных внебюджетных фондов относятся к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения.

Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:

— «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ;

— «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ;

— Бюджетным кодексом РФ.

Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов — представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Сущность внебюджетных фондов показана на рис.2.

sushchnost-vnebyudzhetnykh-fondov

Рис. 2. Сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

— целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;

— средств бюджета;

— прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;

— займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;

— иных поступлений, не запрещенных законом.

Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.

Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных внебюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

Контроль за использованием бюджетов внебюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

— налоговых отчислений;

— бюджетных средств;

— добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от аукционов;

— штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.

Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований.

С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:

— социальной защиты населения;

— повышения жизненного уровня населения;

— сохранения и улучшения здоровья населения;

— социальной ориентации безработного населения;

— оказания социальных услуг населению;

— развития социальной инфраструктуры.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Общая характеристика государственных внебюджетных фондов