Источники финансирования и состав целевых бюджетных фондов

istochniki-finansirovaniya-i-sostav-tselevykh-byudzhetnykh-fondov

Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств.

По-иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет.

Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:

— средства бюджетов;

— целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:

— доходы от реализации конфискованного имущества;

— платежи за загрязнение окружающей среды;

— штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

— дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

— экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

— Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

— Государственный фонд борьбы с преступностью;

— Фонд развития таможенной системы РФ; Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов:

— фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру;

— наблюдается распыление государственных средств бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному использованию бюджетных средств в рамках централизованной системы;

— наличие большого количества целевых фондов, как и других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов;

— включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования;

— для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Источники финансирования и состав целевых бюджетных фондов