Источники формирования и направлениям использования фонда социального страхования РФ
Источниками формирования фонда социального страхования РФ являются:
— страховые взносы работодателей;
— страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;
— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;
— страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
— доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;
— добровольные взносы граждан и юридических лиц;
— другие поступления, возмещаемые страхователями.
К направлениям использования фонда социального страхования РФ можно отнести:
— выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
— выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
— оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;
— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;
— финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;
— проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
— финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;
— осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.
Средства социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.
Страхователь не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.
Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый год.
Страхователи ведут учет:
— сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
— сумм произведенных расходов по их видам;
— сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
— расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.
Страхователи составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.
Система социального страхования, как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в структурном, организационном и функциональном плане.
Основными направлениями реформирования системы социального страхования могут быть следующие:
— совершенствование законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;
— упрощение структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда социального страхования непосредственно на предприятиях или в системе муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой, прозрачной и более эффективной;
— сокращение непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающимся в лечении;
— создание рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма гарантий гражданам со стороны государства;
— перевод страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и государства;
— снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания помощи со стороны работодателей всех форм собственности.