Понятие и принципы бюджетных отношений
Рассмотрим понятие и принципы бюджетных отношений.
Бюджетные отношения представляют собой отношения между органами всех уровней власти бюджетной системы по вопросам разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Бюджетные отношения строятся на принципах:
• бюджетного федерализма;
• распределения и закрепления доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
• равенства бюджетных прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношении собственных бюджетов;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
• равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
• передачи отдельных видов расходов федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и расходов субъектов РФ в местные бюджеты путем включения соответствующих норм и закрепления их федеральным законом о федеральном бюджете и законами о бюджетах субъектах РФ.
Распределение и закрепление доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы производится по единым базовым нормативам, закрепленным федеральным законодательством.
В целях расширения возможностей федерального бюджета по выравниванию уровней бюджетной обеспеченности регионов целесообразно, чтобы налогоплательщики по специальному перечню в полном объеме перечисляли платежи непосредственно в местные или региональные бюджеты.
В интересах реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом законом устанавливается не только единые для всех субъектов РФ нормативные отчисления от федеральных видов налогов, но и единый порядок уплаты налогов и сборов.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности являются основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, которые определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей регионов.
Всякого рода соглашения между РФ и ее субъектами, содержащие определенные нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами РФ, а также другие положения, устанавливающие и закрепляющие иные бюджетные взаимоотношения, являются недействительными.
В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти всех уровней не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо к снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующий закон о бюджете, компенсирующих увеличение расходов или снижение доходов.