Основа и принципы бюджетного федерализма
Для понимания особенностей функционирования бюджетной системы государства необходимо рассмотреть основу и принципы бюджетного федерализма.
Основу бюджетного федерализма составляют разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, заложенных в Конституции РФ.
Конституцией РФ закреплено как федеративное устройство РФ, так и разграничение предметов ведения и полномочия органов всех уровней власти. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, является основой бюджетного федерализма, который базируется на следующих принципах:
• разграничение прав и полномочий между органами всех уровней власти по формированию соответствующих бюджетов;
• законодательное разграничение прав и полномочий всех уровней власти по исполнению соответствующих бюджетов;
• обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций;
• обеспечение единого механизма выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы по вертикали и горизонтали;
• наличие единых, прозрачных и понятных методов регулирования бюджета для каждого звена бюджетной системы;
• самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в единую бюджетную систему, в определении направлений использования бюджетных средств, в подконтрольности исполнения бюджета соответствующими законодательными органами власти.
В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа и автономные области, города Москва и Санкт-Петербург. Субъекты РФ по своему административно-территориальному делению состоят из районов, городов, поселков и сел, составляющих муниципальные образования.
В соответствии с федеративным принципом построения государства каждый субъект РФ имеет свой бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.
В ведении РФ находятся:
— управление федеральной собственностью;
— установление основ бюджетной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, социального и культурного развития;
— установление правовых основ и кредитных отношений;
— установление основ ценовой политики;
— определение федерального бюджета, федеральных налогов и федеральных фондов.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
• ведение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• разграничение государственной собственности;
• природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
• вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• вопросы здравоохранения, защиты семьи, материнства и детства, социальная защита и социальное обеспечение;
• административное, процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды;
• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров и другие вопросы.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и другие нормативно-правовые акты.
Вне предметов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативно-правовых актов, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Принципы бюджетного федерализма реализуются в региональной политике РФ.