Цели и задачи региональной политики в бюджетной сфере
К цели региональной политики в бюджетной сфере можно отнести:
— обеспечение социальных, экономических, правовых и организационных основ федерализма РФ, создание единого правового и экономического пространства;
— обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты и гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ;
— выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
— приоритетное развитие регионов, имеющих более важное стратегическое значение;
— становление и обеспечение гарантий и прав местных органов самоуправления.
Основным элементом социальной политики является повышение уровня минимальных государственных гарантий:
• минимально-достаточной заработной платы;
• минимально-необходимых пенсий и пособий с учетом роста цен на товары и услуги.
Главными целями региональной политики в области доходов являются:
— обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан;
— стабилизация уровня жизни населения, создание условий для повышения уровня жизни населения регионов.
Для реализации задач региональной политики в бюджетной сфере необходимо обеспечить:
• бездефицитность бюджетов субъектов РФ за счет изменения налоговой системы и получения доходов от других источников;
• законодательное разграничение полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти местного самоуправления по реализации социально-экономической политики;
• формирование доходов бюджетов и распределение средств по статьям расходов в соответствии с возможностями и потребностями;
• возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого источника и субъекта РФ;
• сбалансированность бюджетов всех уровней, согласование между РФ и ее субъектами расчетных принципов и методов;
• право самостоятельного принятия каждым органом власти решения о направлениях и масштабах использование бюджетных средств;
• контроль за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых из бюджетов на социально-экономическое развитие;
• решение вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, ЖКХ, социально-бытового обслуживания населения и других вопросов на уровне органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
Вместе с тем решение крупномасштабных социально-экономических проблем требует совместных усилий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, которые направляются на:
— противодействие тенденциям ухудшения демографической ситуации в стране в целом;
— предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы;
— регулирование миграционных процессов, особенно по размещению беженцев и переселенцев, или условий в соответствии с федеральными и региональными программами;
— содействие развитию и совершенствованию системы образования на всех уровнях и на всех территориях, особенно в труднодоступных районах и в сельской местности;
— оказание помощи населению регионов, попавших в трудные ситуации в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, в зону военных действий или межнациональных конфликтов.
Совершенствование федеративных отношений в условиях новой экономической политики входит в число приоритетных задач.
Оптимизация федеративных отношений не преследует целей возвеличивания субъектов РФ, ее задачи:
• совершенствование механизма учета интересов субъектов РФ на федеральном уровне, расширение полномочий органов власти субъектов РФ, повышение их роли ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в целом в стране;
• принятие федеральных законов, договоров и соглашений, направленных на укрепление общероссийской государственности и повышение самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления;
• осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование активности регионов непосредственно через бюджетные отношения;
• совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы;
• разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий всех уровней власти в области бюджетных отношений и бюджетного права;
• совместная реализация федеральных и региональных целевых программ развития регионов и страны в целом;
• учет региональных особенностей при проведении социально-экономических реформ и межрегионального сотрудничества в целях обеспечения стабилизации общества и экономики;
• увеличение доли связанных трансфертов, направленных на реализацию конкретных программ;
• повышение эффективности использования средств федерального, регионального и местного бюджетов в целях решения социально-экономических проблем;
• мобилизация доходов в федеральный, региональные и местные бюджеты и их целевое перераспределение между уровнями бюджетной системы;
• улучшение законодательной базы в сфере федерализма и соблюдение федерального законодательства всеми органами государственной власти и местного самоуправления.