Функции органов государственной власти в бюджетной сфере
Рассмотрим функции органов государственной власти в бюджетной сфере.
Администрация Президента РФ и Правительство РФ ежегодно готовит Бюджетное послание Президенту РФ, с которым он не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году, выступает перед Федеральным Собранием РФ.
В своем послании Президент РФ определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.
Законодательные и представительные органы государственной власти и органы власти местного самоуправления рассматривают, корректируют и утверждают, разработанные и представленные соответствующими исполнительными органами проекты бюджетов и проекты бюджетов внебюджетных фондов, а также утверждают отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус контрольных органов.
Исполнительные органы власти государства, субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, рассматривают их на своих заседаниях, вносят их на рассмотрение и утверждение законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджетов, управление государственным и муниципальным долгом, организуют контроль за исполнением бюджета, предоставляют отчеты об исполнении бюджетов на утверждение законодательными и представительными органами власти и местного самоуправления.
Основная роль в составлении проектов бюджетов и их исполнении принадлежит Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований.
Минфин России в бюджетной сфере выполняет следующие функции:
• разрабатывает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
• разрабатывает проекты федерального бюджета, внебюджетных фондов и прогноз консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета, внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ, осуществляет контроль за целевым использованием средств федеральных бюджетов;
• готовит предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных бюджетных расходов;
• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет руководство в сфере составления и исполнения федеральных бюджетов;
• координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере поступления доходов в федеральные бюджеты за счет налоговых и неналоговых доходов;
• разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета;
• готовит предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов, целевых бюджетных фондов по установленным размерам отчислений в эти фонды;
• разрабатывает совместно с Минэкономразвития России проекты программ государственных внешних заимствований с целью покрытия бюджетного дефицита и организует работу по привлечению в экономику РФ иностранных инвестиций и кредитов;
• разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов;
• устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета и смет расходов бюджетными организациями;
• устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
• проводит в пределах российского законодательства комплексные ревизии и тематические проверки поступления средств в федеральный бюджет и их расходование по бюджетной классификации;
• контролирует эффективность и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других государственных финансовых средств;
• ограничивает, приостанавливает, а в отдельных случаях прекращает финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета или в случае не предоставления в установленные сроки отчетов о расходовании полученных бюджетных средств;
• взыскивает с организаций средства в федеральный бюджет, израсходованных не по целевому назначению;
• организует формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставляет помощь за счет фонда в порядке и размерах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
• предоставляет бюджетные ссуды и кредиты за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с учетом погашения в рамках бюджетного года;
• предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита бюджетных средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
• составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и доводит ее до главных распорядителей бюджетных средств.
Финансовый орган субъекта РФ в бюджетной сфере выполняет функции:
— составляет проекты бюджета субъекта РФ, бюджета внебюджетных фондов и консолидированного бюджета субъекта РФ на основе данных муниципальных бюджетов;
— разрабатывает проекты нормативов отчислений от налогов и других платежей в местные бюджеты, размеры дотаций и субвенций из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты;
— обеспечивает исполнение бюджетов субъекта РФ, осуществляет корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов;
— осуществляет контроль за использованием бюджета субъекта РФ, фондов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных учреждениям, организациям и предприятиям;
— предоставляет ссуды местным бюджетам из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в течение финансового года;
— предоставляет отсрочки и рассрочки платежей по налогам и сборам в бюджет субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ;
— выполняет иные функции в соответствии с законодательными актами субъекта РФ.