Органы государственного и муниципального финансового контроля
Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными или представительными органами РФ, осуществляют предварительный, текущий и последующий виды контроля за исполнением соответствующих бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.
Органами государственного и муниципального финансового контроля являются:
• Счетная палата РФ;
• контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
• контрольное учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля. Она образуется Федеральным Собранием РФ и подчинена ему.
Задачами Счетной палаты РФ являются:
• организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• контроль за эффективным и целевым использованием расходов средств федерального бюджета и использованием федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных актов федеральных органов государственной власти, определяющих расходы за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• выявление отклонений от установленных федеральным законом норм федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;
• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ и уполномоченные кредитные организации;
• проведение контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной работы в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также совершенствование системы контроля за использованием бюджетных средств.
Контрольные функции Счетной палаты РФ распространяются на:
• государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды;
• органы местного самоуправления, предприятия, организации и финансово-кредитные органы, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета и внебюджетных фондов или используют федеральную собственность, либо управляют ею;
• коммерческие организации, если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета, федеральную собственность или управляют ею.
Счетная палата РФ осуществляет контроль за:
• управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
• законностью, эффективностью и целевым использованием кредитов и займов, полученных Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;
• эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возмездной основе;
• представлением государственных кредитов на безвозмездной основе иностранными государствами и международными организациями;
• эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;
• поступлениями средств в федеральный бюджет, полученных от использования государственного имущества и управления объектами федеральной собственности;
• деятельностью ЦБ РФ, его структурными подразделениями, финансово-кредитными организациями в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга РФ.
Наряду со Счетной палатой РФ созданы и постоянно действуют контрольно-счетные органы в субъектах РФ, деятельность которых определена законодательством субъектов РФ.
Контрольно-счетные палаты (органы) субъектов РФ создаются по решению законодательных органов субъектов РФ, которые подконтрольны им и независимы от органов исполнительной власти субъекта РФ.
Задачами контрольно-счетных органов (палаты) являются:
• выявление нецелевого, незаконного, неэффективного использования бюджетных средств субъекта РФ органом исполнительной власти и предприятиями субъекта РФ;
• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств бюджета субъекта РФ через кредитные организации;
• контроль за полнотой и своевременностью поступлений финансовых средств в доход бюджета субъекта РФ;
• проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств по статьям расхода бюджета субъекта РФ;
• проверка финансово-хозяйственной деятельности органов власти субъекта РФ, ведомств, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, средств от продажи и использования собственности субъекта РФ и внебюджетных фондов;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ;
• финансовая экспертиза проектов законов и подзаконных актов органов власти субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов;
• контроль за соблюдением установленного порядка выдачи из бюджета субъекта РФ, бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ ссуд, льготных кредитов, валютных средств, их целевым использованием и своевременностью погашения;
• контроль за обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств бюджета и средств внебюджетных фондов субъекта РФ;
• контроль за использованием заемных средств, привлекаемых администрацией субъекта РФ путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других ценных бумаг.