Понятие, цели и принципы бюджетного планирования
Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства.
Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между отдельными звеньями финансовой системы. Это происходит на основе социально-экономической программы развития государства в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
В процессе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Целями бюджетного планирования на всех уровнях власти являются:
• обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;
• прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
• прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
• определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
К принципам бюджетного планирования относят:
— регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
— адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
— непрерывность планирования бюджетных показателей;
— стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);
— балансовый метод.
Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.
Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.
Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления.
В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.
В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:
• налоговом законодательстве;
• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;
• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);
• нормативах финансовых затрат и др.
Проект бюджета основывается на:
• бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования;
• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования;
• плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.