Методы разработки прогноза бюджета

metody-razrabotki-prognoza-byudzheta

Рассмотрим содержание различных методов разработки прогноза бюджета.

При разработке прогноза бюджета могут использоваться методы экстраполяции, экспертных оценок и смешанный метод.

1. Метод экстраполяции основан на практике и использовании данных предыдущих периодов формирования и использования бюджетов. Однако метод экстраполяции используется, как правило, для прогнозирования отдельных статей доходов и расходов бюджета, имеющих более-менее стабильный характер.

В методе экстраполяции используются закономерности так называемых линий регрессии, надежность которых повышается путём построения многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Потому, прежде чем начать работу над бюджетным прогнозом, необходимо выявить и изучить эти переменные (факторы).

К такого рода переменным можно отнести наличие бюджетных (федеральных, территориальных) ресурсов, демографические изменения в стране (субъекте РФ), развитие отраслей хозяйства, рост или снижение числа федеральных (территориальных) производств и т. д. Кроме того, прежде чем приступить к бюджетному прогнозированию, необходимо выявить корреляционные связи между объемом федерального (территориального) бюджета и следующими двумя переменными:

• произведенным национальным доходом за предыдущий финансовый год;

• произведенной валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства за этот же финансовый год.

После этого необходимо установить связь между этими показателями и налогом на прибыль. Это связано с тем, что доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью определена законодательством.

2. Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д.

Метод экспертных оценок имеет существенные недостатки: чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов.

3. Смешанный метод совмещает первые оба метода одновременно. Смешанный метод позволяет одновременно учитывать объективные тенденции развития определенных сфер деятельности общества и государства и мнения экспертов по данной проблеме.

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу необходимо использовать в практике глубокий экономический и статистический анализ сложившихся в государстве тенденций социально-экономического развития, позволяющих с определенной степенью вероятности установить влияние различных факторов и условий.

Прогнозирование развития бюджетов любого уровня основывается на показателях роста производственной инфраструктуры, принадлежности собственности, налоговом и таможенном законодательстве, росте населения и его структуре, которые оказывают непосредственное влияние на развитие отраслей федерального, территориального и местного хозяйства и социально-экономическое развитие в целом.

Демографическое прогнозирование позволяет определить направления использования бюджетных средств и выявить приоритеты в финансировании отраслей социальной сферы и народного хозяйства.

Функциональную зависимость объема территориального бюджета от роста численности населения можно описать как линейной, так и параболической зависимостью.

С помощью данных экономико-математических моделей предоставляется возможность рассчитать не только объем общих доходов или расходов территориального бюджета, но и расходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия и по иным другим сферам расходов. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориального бюджета зависят в первую очередь от численности населения, для которого и предназначены расходы.

Зная потребность в расходах более просто решается задача формирования бюджета за счет собственных источников поступлений в бюджет и поступлений от сбора налогов, которые можно регулировать законодательными актами в целях поддержания соответствующего уровня обеспеченности населения.

Используя данные методы, можно спрогнозировать величину расходов по отдельным сферам, например на образование и здравоохранение.

Экономико-математические методы в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами могут найти в перспективе достаточно широкое применение в бюджетном прогнозировании на всех уровнях бюджетной системы при более полной переработке основ теории научного прогнозирования.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Методы разработки прогноза бюджета