Тенденции развития конституционно-правового законодательства на современном этапе

Ключевые слова: тенденции, развития, конституционно-правового, законодательства, современном, этап

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

С прекращением существования Союза ССР, становлением бывших союзных республик как самостоятельных, независимых, суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства во всех отраслях права, прежде всего, конституционном праве.

Формирующееся конституционное право Российской Федерации в определенный период времени включало значительное число конституционно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается республикой на всей ее территории.

Вносились многочисленные дополнения и изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, принимались законы, отражающие происходящие в России преобразования в политической, экономической, социальной сферах, в федеративном устройстве, в системе органов государственной власти, в избирательной системе.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции РФ.

Если в целом проанализировать основные тенденции, присущие процессу становления отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;

2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;

3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;

4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;

5) признание и гарантия местного самоуправления;

6) коренное изменение системы федеральных органов государственной власти: учреждение института президентства, двухпалатного парламента;

7) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Россия за всю историю своего существования как советской республики до создания Союза ССР и в составе Союза конституционно определялась как федерация, но фактически таковой никогда не была. Поэтому новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;

8) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Развитие отрасли конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1) укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2) обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений Конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации федеральным Конституции и законам;

3) совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

4) расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5) совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

6) развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7) развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

8) завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

9) повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

Осуществление указанных и иных вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации как правового государства и требует активного воздействия конституционно-правового законодательства. ... читать далее ...

Вы здесь: Главная Право Лекции по конституционному праву Тенденции развития конституционно-правового законодательства на современном этапе