Система управления государственным имуществом в России

Основные цели, задачи и принципы государственной политики РФ в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях, определены в одобренной постановлением Правительства РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ.

Управляя имуществом, находящимся в собственности РФ, государство осуществляет:

— методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом;

— создание и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества и контроля за его использованием;

— наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности;

— согласовывает вопросы распоряжения и осуществляет контроль за эффективностью использования недвижимого имущества унитарных предприятий;

— ведет его реестр;

— решает вопросы реорганизации унитарных предприятий.

В настоящее время организация и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 28.12.2013).

Значительное место в системе управления государственным имуществом в России принадлежит управлению акциями, долями Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ. Деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется многими органами.

Президент РФ по представлению Правительства РФ дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акций, находящихся в федеральной собственности.

Правительство РФ принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в федеральной собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права («золотой акции»), определяет порядок назначения (избрания) представителей Российской Федерации в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых используется специальное право («золотая акция»).

В системе Министерства экономического развития РФ действуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ констатируется, что в рамках системы управления государственным имуществом необходимо рассмотреть вопрос банкротства предприятий, поскольку банкротство — один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным.

Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.

При этом участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам.

В настоящее время основания, условия и порядок (процедура) банкротства предприятий регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 12.03.2014).

Вы здесь: Главная Право Лекции по административному праву Система управления государственным имуществом в России