Государственная научно-техническая политика и система науки России

Рассмотрим государственную научно-техническую политику и систему науки России.

Согласно легальному определению научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются научные работники, специалисты и работники сферы научного обслуживания.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и способствующий своей деятельностью получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на три года при условии, что, во-первых, объем научной (научно-технической) деятельности составляет не менее 70 процентов общего объема выполненных работ за последние три года; во-вторых, в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Правительство РФ может присвоить научной организации статус государственного научного центра, если она имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и ее научная (научно-техническая) деятельность получила международное признание.

Структуру современной системы науки России составляют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга сектора:

1) научные исследования, проводимые в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки);

2) научные исследования, проводимые в научно-исследовательских учреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки);

3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследовательских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки).

Все они тесно взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику.

Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов (адъюнктов) высших учебных заведений, а также деятельность научных работников, функционирующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, опытных станций и иных научных организаций, деятельность которых связана с образованием и направлена на его обеспечение.

Университеты выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; академии выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки; институты как разновидность высших учебных заведений также призваны вести фундаментальные и (или) прикладные научные исследования более узкого профиля.

Характерной чертой и особенностью организации вузовской науки является ее тесная и неразрывная связь с образовательным процессом.

Сектор академической науки представлен научно-исследовательскими институтами, лабораториями и другими научными организациями системы Российской академии наук, которые осуществляют и обеспечивают проведение исследований по основным направлениям фундаментальной науки.

Высшим органом управления в системе Российской академии наук является общее собрание ее действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАН, которое избирает Президента Российской академии наук и Президиум РАН — высший исполнительный орган, который организует руководство деятельностью академических научных организаций через отделения Российской академии наук по соответствующему научному профилю (например, отделение философии и права РАН, в ведении которого находится институт государства и права РАН) и территориальные отделения РАН (Сибирское, Уральское, Дальневосточное отделения РАН).

Вы здесь: Главная Право Лекции по административному праву Государственная научно-техническая политика и система науки России