Внешняя политика и государственное управление иностранными делами России
Рассмотрим особенности внешней политики и государственного управления иностранными делами России.
Иностранные дела Российской Федерации — это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и международными организациями, и представляющая собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, осуществляемых с целью обеспечения защиты общегосударственных интересов и создания необходимых благоприятных условий для решения внутренних задач.
По своему содержанию внешние межгосударственные связи могут быть политическими, экономическими, военно-техническими, научными и социально-культурными. Но все они выступают как различные формы проявления внешней политики, которая, в свою очередь, тесно связана с политикой внутренней и является ее продолжением во вне нашего государства.
Все формы проявления внешней политики направлены на решение внешнеполитических задач, сформулированных в утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Концепции внешней политики РФ, представляющей собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.
В Концепции внешней политики РФ, в частности, говорится, что успешная внешняя политика России должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения.
Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны.
Президент РФ в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
В соответствии со ст. 80, 83, 86 Конституции РФ Президент РФ:
— определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею,
— представляет Российскую Федерацию в международных отношениях,
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей нашей страны в иностранных государствах и международных организациях,
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств,
— ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени Российской Федерации.
Президентом РФ принимаются решения о применении соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности находящихся за рубежом российских загранучреждений.
Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:
— осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России,
— обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам и правительственным соглашениям,
— отстаивает геополитические интересы России,
— осуществляет регулирование и обеспечивает государственный контроль в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества с зарубежными государствами.
Министерство иностранных дел РФ (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями. МИД России подведомственно Президенту РФ по вопросам, которые закреплены за ним Конституцией РФ и федеральными законами.
Правом на осуществление международных связей обладают и субъекты РФ.
При этом под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.
Субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
С согласия Правительства РФ субъекты Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.
Указанные соглашения подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ, а тексты этих соглашений подлежат опубликованию в порядке, устанавливаемом законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.