Сфера юстиции, судебная система РФ и органы судейского сообщества
Традиционно к сфере юстиции относится государственная деятельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности (кадры, финансирование, материально-техническое оснащение, делопроизводство, судебная статистика и т.д.), а также сопровождающие правосудие и способствующие ему другие виды юридической деятельности — адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, органов ЗАГСа, нотариата и некоторых других органов и учреждений, осуществляющих аналогичные функции.
Современное, более широкое понимание термина и понятия «сфера юстиции», вытекающее из конституционного принципа построения в России правового государства наряду с вышеперечисленными видами деятельности, включает в себя ряд основных направлений реализации правовой политики государства через систему органов и учреждений юстиции, действующих в сфере государственной исполнительной власти, которые согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации определяются как:
— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;
— государственная регистрация ведомственных нормативных актов;
— государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;
— регулирование сферы правового обслуживания;
— обеспечение судебной деятельности;
— контроль за исполнением законодательства;
— правовая информатизация;
— руководство системой органов и учреждений юстиции;
— развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции.
Особое и определяющее место в сфере юстиции занимает судебная власть, осуществляемая судами и судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014).
Судебную систему РФ составляют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей компетенции — от Верховного Суда РФ до районного суда, а также военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ с федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ) и суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
При этом вся судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ образуют судейское сообщество, членами которого являются все судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются и действуют органы судейского сообщества.
На основании Закона РФ от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) органами судейского сообщества являются:
— Всероссийский съезд судей;
— конференции судей субъектов РФ;
— Совет судей РФ;
— советы судей субъектов РФ;
— общие собрания судей судов;
— Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
— квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами, а порядок формирования и компетенция каждого из них закреплены вышеназванным Законом РФ.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (т.е. функции государственного судебного управления), возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им органы учреждения образуют систему Судебного департамента.
Структура Судебного департамента включает в себя:
— главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
— главное управление обеспечения деятельности военных судов;
— главное финансово-экономическое управление;
— управление государственной службы и кадрового обеспечения;
— контрольно-ревизионное управление;
— управление делами;
— управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
— отдел учебных и образовательных учреждений;
— отдел международно-правового сотрудничества.
Судебный департамент выполняет следующие функции:
— организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
— управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
— определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
— разрабатывает научно-обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
— ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
— ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
— принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
— принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
— организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппаратов судов;
— взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов и ряд других функциональных полномочий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение ему предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.