Понятие, особенности, характеристика и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Ключевые слова: понятие, особенности, характеристика, виды, подзаконных, нормативно-правовых, актов

Своеобразие указов и распоряжений Президента РФ связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий, делегированных Парламен­том;

указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, пред­ставления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генераль­ного прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют раз­нообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязатель­ный характер. Особенно много указов принимается для регули­рования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровож­даются утверждением положений об органах, выполняющих оп­ределенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принима­ются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из ре­зервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов не­сколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Фе­дерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоря­жений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства. Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во испол­нение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Спе­цифика координирующей, управленческой деятельности Прави­тельства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базо­вые нормативно-правовые акты и целевые комплексные про­граммы, рассчитанные на длительный период действия (феде­ральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных от­раслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятель­ности всех органов исполнительной власти, предприятий и уч­реждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Прави­тельство РФ для осуществления своих полномочий по управле­нию обществом принимает постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федераль­ные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и уч­реждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, авто­номных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распо­ряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены пра­вом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов мест­ного самоуправления. Их представительные органы (дума, му­ниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения прини­мают коллегиальные решения, а главы органов местного само­управления (главы администраций, мэры, старосты) — поста­новления и распоряжения.

Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориаль­ной единицы.

Система нормативно-правовых актов РФ была бы неполной без выделения группы международно-право­вых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ  являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным до­говором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два ос­новных видадирективы и постановления.

Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации меж­дународных обязательств.

В постановлениях же содержатся соот­ветствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной. ... читать далее ...

Вы здесь: Главная Право Лекции по теории государства и права Понятие, особенности, характеристика и виды подзаконных нормативно-правовых актов