Конституционная законность и судебный конституционный контроль

Ключевые слова: конституционная, законность, судебный, конституционный, контроль

В науке конституционного права существуют различные подходы к понятию и содержанию конституционной законности.

Представляется, что основное содержание конституционной законности вытекает из более общего понятия законности и соотносится с ней как часть и целое.

Однако на этот счет существуют и другие мнения. В частности, в настоящее время сложилось широкое и узкое понимание конституционной законности.

Сторонники широкого подхода под конституционной законностью понимают правовой режим, обеспечивающий реализацию в деятельности государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений, иных юридических и физических лиц демократических стандартов, норм государственной и общественной жизни, закрепленных по воле общества в Конституции.

Сторонники узкого подхода подразумевают под конституционной законностью соответствие законов Конституции.

Особую позицию по вопросу понимания конституционной законности имеет Н.М. Колосова, полагающая, что Конституция РФ 1993 г. закрепила качественно новый подход к конституционной законности, когда обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы распространяются не только на граждан и их объединения, но и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц.

Поэтому конституционную законность следует определять как средство ограничения власти. По ее мнению, конституционная законность должна обозначаться в качестве превентивного фактора, требующего соблюдения Конституции РФ и следования ей. Обеспечиваться она должна уже на стадии принятия Основного Закона, так как именно здесь закладываются предпосылки ее соблюдения.

Существует еще один, самый широкий подход к определению конституционной законности. С.А. Авакьян, рассматривая конституционную законность как высший пласт законности в целом, совершенно справедливо отмечает ее превентивный фактор - соблюдение норм Конституции при издании актов и совершении действий всеми без исключения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Конституционная законность, отмечает он, начинается не тогда, когда посредством решений компетентных органов обеспечивается восстановление действия норм Конституции, а тогда, когда любые органы начинают с соблюдения Конституции и следования ей.

Далее отмечается, что понятие конституционной законности может быть шире, чем просто законности. Объясняется такой вывод тем, что обычные правовые акты легче соблюдать ввиду конкретности их предписаний.

Неопределенность многих конституционных предписаний делает конституционную законность более широким понятием, чем сама законность. Видимо, здесь автор исходит из того, что неопределенные нормы являются нормами общего порядка, в отличие от конкретных норм. Поэтому конституционная законность и законность соотносятся как целое и часть.

С некоторыми из приведенных точек зрения по вопросу определения понятия конституционной законности в полной мере согласиться нельзя. Самый широкий подход к пониманию конституционной законности не может быть принят потому, что он, как представляется, размывает само понятие конституционной законности. Конституция РФ не свод законов. Поэтому ее целью не может быть конкретизация правовых норм.

В силу юридической специфики и юридического верховенства Основного Закона страны в нем находят свое выражение правовые нормы предельно высокой степени обобщения, ассоциируемые с нормами-целями, нормами-задачами, нормами-принципами, которые, несмотря на неконкретность многих конституционных предписаний, правоприменитель должен учитывать при выборе вариантов своего правового поведения.

Поэтому неопределенность конституционных предписаний, связанная с высокой степенью обобщенности правовых норм, требует вполне конкретного правомерного поведения субъектов права. Отсюда можно сделать вывод о том, что самое широкое понимание конституционной законности есть не что иное, как сама законность, т.е. политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Не может быть принят и широкий подход к пониманию конституционной законности, поскольку он не различает конституционной законности и законности. Ведь требования реализации в деятельности государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений, иных юридических и физических лиц демократических стандартов, норм государственной и общественной жизни, закрепленных в Конституции РФ, в равной степени можно отнести и к законности, и к конституционной законности. Такой подход лишает понятие конституционной законности самостоятельного содержания.

Нельзя согласиться и с пониманием конституционной законности, которое отстаивает Н.М. Колосова. Конституционная законность не может быть средством ограничения власти. Это требование не конституционной законности, а проявление конституционности государства.

В юридической науке утвердилось отношение к законности не как к средству, а как к методу, принципу и режиму. Превентивный же подход к конституционной законности, обоснованный Н.М. Колосовой, следует разделить, поскольку он в первую очередь требует соблюдения Конституции РФ всеми субъектами права. Это вытекает из того, что в отечественной юридической науке принято разграничивать нарушение закона и нарушение законности.

Под нарушением закона понимается любое правонарушение. Однако нарушение законов субъектами права не затрагивает законности. Ведь если субъект права нарушает закон и понес за это юридическую ответственность, то законность не нарушена. Если же субъект права не нарушает закон, то законность и в этом случае не нарушена.

Поэтому соблюдение Конституции РФ всеми субъектами права и является той превентивной мерой, которая и обеспечивает конституционную законность.

Из всех перечисленных точек зрения относительно конституционной законности наиболее убедительным представляется узкий подход, согласно которому под конституционной законностью следует понимать соответствие законов Конституции. Такой подход отличается своей предельной конкретностью в понимании конституционной законности и не размывает ее, выявляет соотношение законности и конституционной законности как целого и части, делает последнюю категорией, имеющей самостоятельное значение.

Через такой подход подчеркивается юридическое верховенство Конституции РФ в сравнении с другими нормативными актами, включая и федеральные законы. Все они должны соответствовать Конституции и не могут противоречить ей. Наконец, подобное определение конституционной законности имеет важное значение для России как федеративного государства, законодательство которого состоит из двух уровней - федерального и уровня субъектов Федерации.

При этом в нормативно-правовом регулировании сегодня все больший приоритет получают именно законы, а не подзаконные акты. Поэтому, говоря о конституционной законности в России как федеративном государстве, следует иметь в виду, прежде всего, соответствие законов субъектов РФ федеральному законодательству, и в первую очередь соответствие конституций и уставов субъектов РФ Конституции Российской Федерации.

Таким образом, под конституционной законностью следует понимать политико-правовой режим, характеризующийся соответствием и непротиворечием федеральных законов, законов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации.

Стержнем конституционной законности в федеративном государстве является соответствие и непротиворечие основных законов субъектов Федерации федеральной Конституции, ибо они устанавливают основы конституционного строя федеративного государства в субъектах Федерации, регулируют и защищают основные права и свободы человека и гражданина, учреждают органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. осуществляют правовое регулирование самых важных сфер общественных отношений и человеческой деятельности, устанавливают разумный баланс между свободой и властью.

Конституционная законность есть реально действующая система консти­туционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции.

Конституционная законность предполагает:

а) правовой характер самой Конституции как Основного Закона госу­дарства;

б) верховенство Конституции в правовой системе;

в) верховенство Конституции на всей территории государства.

В Российской Федерации создан Конституционный Суд как высший су­дебный орган по защите ее конституционного строя.

Конституционное пра­восудие призвано обеспечить суверенитет России, основные права и свободы человека, верховенство Конституции России и ее непосредственное действие на всей территории РФ, соответствие положений законо­дательства и практики их применения Основному Закону страны. ... читать далее ...

Вы здесь: Главная Право Лекции по теории государства и права Конституционная законность и судебный конституционный контроль