Экономический рост Армении

Рассмотрим особенности и движущие силы экономического роста Армении.

Экономический рост отражает динамику социально-экономического развития государства. Стимулирование экономического роста является одной из основных задач любого государства, поскольку его достижение позволяет обеспечить повышение благосостояния населения, снижение безработицы, наполнение государственной казны за счет расширения налогооблагаемой базы и т.д.

Армения имеет специфическую модель экономического роста, которая сформировалась как результат взаимодействия совокупности экономических, исторических, социальных, политических, культурных и географических факторов.

Одной из основных задач политики любого государства (в том числе, и Армении) является стимулирование качественного и бурного экономического роста.

Динамика темпов экономического роста Армении за последние годы представлена на таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Темпы экономического роста в Армении в 1991-2002 гг., в %

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

-11,7

-41,8

-8,8

5,4

6,9

5,9

3,3

7,3

3,3

5,9

9,6

13,2

 

Таблица 2

Темпы экономического роста в Армении в 2003-2014 гг., в %

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

14

10,5

13,9

13,2

13,7

6,9

-14,1

2,2

4,7

7,2

3,5

3,4

 

По итогам 2012 года ВВП составил 9,9 млрд. долларов, а ВВП на душу населения – 3230 долларов. Темпы экономического роста Армении в 2012 году составили 7,2 %. Существенный экономический рост был зафиксирован в сферах сельского хозяйства в размере 9,5 % и сфере услуг на 10,8 %. В ежегодном рейтинге Doing Business – 2012 Армения поднялась на 18 пунктов с 50-го на 32 место.

Темпы экономического роста в Армении в 2013 году составили 3,5 %. В 2013 году наблюдалась положительная динамика развития промышленного производства в Армении. Рост производства составил 6,8% относительно 2012 года.

В обрабатывающей промышленности Армении наблюдался рост производства на 7,7%, в горнодобывающей на 8,1%, в сфере снабжения электроэнергией на 2,6% и в секторе водоснабжения на 7,6%. Из обзора динамики развития сельского хозяйства и рыболовства Армении в 2013 году виден рост объёма производства на 7,6%. Значительное увеличение объемов производства наблюдалось в рыболовстве до 30,4%.

По итогам 2014 года ВВП Армении увеличился на 3,4 %. Согласно данным Национальной статистической службы республики, объем ВВП Армении в 2014 году составил 4 525,8 млрд. драмов или около 10,8 млрд. долларов (курс за 2014 год – 415,92 драма за 1 доллар). В сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства по итогам 2014 года был зафиксирован экономический рост на 7,8 %, в сфере торговли и услуг – экономический рост на 5,2 %, в промышленном секторе произошло снижение на 0,1 %, в строительной сфере – сокращение на 3,3 %.

В бюджете на 2015 год Правительство заложило темпы экономического роста Армении на 2015 год в размере 4,1 %.

По итогам 1 квартала 2015 года ВВП Армении вырос на 2,2 %. Согласно отчету Национальной статистической службы Армении темпы экономического роста страны по итогам 1 полугодия 2015 года составили 3,8 % в годовом выражении.

В первом полугодии внешнеторговый оборот Армении сократился на 29,8 % до 1 млрд. 932,7 млн. долларов. При этом экспорт снизился на 11,2 % до 624,8 млн. долларов, а импорт – на 36,2 % до 1 млрд. 307,9 млн. долларов.

В январе-июне 2015 года промышленное производство в Армении увеличилось на 5,1 %, объем сельхозпроизводства увеличился на 14,5 %, в строительстве отмечен рост на 0,6 %, в сфере услуг – на 3,3%. При этом в сфере торговли произошел спад на 8,2 %.

В июле 2015 года правительство Армении утвердило среднесрочную госпрограмму доходов и расходов на 2016-2018 гг. Согласно данной программе Правительство ожидает, что по итогам 2015 года экономический рост составит 1 %, а в 2016, 2017 и 2018 гг. – 2 %, 3,5 % и 4 % соответственно. Промышленное производство в 2015 году увеличится на 0,6 %, в 2016-2018 гг. – на 2,7% в год, в сельском хозяйстве в 2015-2018 гг. ожидается рост на 4,5 % в год.

Многие международные финансовые структуры ухудшили свои прогнозы по росту армянской экономики. Так, Всемирный банк прогнозирует экономический рост Армении в 2015 году на уровне 0,8 %, в то время как в предыдущем январском докладе прогноз по экономическому росту составлял 3,3 %. Об этом говорится в опубликованном в июне докладе Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы». При этом, согласно докладу, экономический рост Армении в 2016 году составит 2,7 %, а в 2017 году – 3 %.

Евразийский банк развития прогнозирует экономический рост в Армении в 2015 году на 1,6 %, Азиатский Банк Развития – 1,6 %. МВФ ожидает спад экономики Армении на 1 %, а ЕБРР – на 1,5 %.

Основной задачей политики экономического роста Армении в последние годы является становление инновационной экономики и диверсификация движущих сил экономического развития государства.

В Армении зафиксированы семь ключевых направлений реформ, реализация которых будет способствовать активизации экономического роста, становлению и развитию инновационной экономики:

1) государственная индустриальная политика. Государство проводит стимулирующую политику в отношении предприятий, которые активно занимаются обновлением основных средств, внедрением передовых технологий и инноваций;

2) активная поддержка сельского хозяйства. Государство реализует программу технико–технологической модернизации агропромышленного комплекса и наращивания объемов выпуска органических продуктов питания;

3) формирование широкого информационного общества. Армения считается страной с большим потенциалом в сфере ИТ. В период кризиса в сфере информационных технологий наблюдался двузначный экономический рост. Планируется внедрение широкополосного интернета на всей территории государства;

4) создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса. В результате проведенных изменений в законодательной базе регистрация предприятий стала возможной в течение 15 минут, введена система электронного налогового и таможенного декларирования, созданы единые центры обслуживания, сокращена периодичность отчетности;

5) осуществление крупных инфраструктурных проектов. Запущены такие масштабные проекты как строительство новой атомной электростанции, строительство дороги Север – Юг, а также железной дороги с Ираном. Данные проекты будут реализовываться на основе частного-государственного партнерства. Они создадут новые возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего предпинимательства;

6) улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения. Реформа здравоохранения направлена на обеспечение целевого использования государственных средств и создание современного онкологического центра с использованием новейших технологий лечения раковых заболеваний;

7) равномерное развитие территорий и отдельных регионов страны. Создан государственный инвестиционный фонд развития регионов, средства которого будут направлены на реализацию проектов регионального масштаба.

За последние годы государственные органы Армении делают особый акцент на промышленную отрасль. Правительство Армении с целью повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения стабильного экономического роста приняла стратегию экспортоориентированной промышленной политики. Осуществляемая политика направлена на развитие отраслей, имеющих экспортный потенциал, путем расширения доли экспорта, делая акцент на обрабатывающую промышленность. Подобный подход позволит решить проблему ограниченности внутреннего рынка, что стимулирует экономический рост.

Для достижения вышеуказанных целей Правительство Армении утвердило «Стратегию индустриальной политики, направленной на экспорт Республики Армения». Документ направлен на формирование и развитие новых движущих отраслей за счет развития имеющих экспортный потенциал отраслей. В документе отмечены 11 отраслей: коньякоделие, обработка алмазов, ювелирное дело, производство часов, текстильная промышленность, фармацевтика и биотехнологии, производство консервов, виноделие, производство минеральных вод, соков и точный инжиниринг.

Основываясь на исследовании Евразийского Банка Развития можно прогнозировать, что интеграция Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) даст возможность для реализации экспортно-ориентированного сценария развития экономики Армении. Это предоставит следующие возможности:

– достижение темпов экономического роста, гарантирующих повышение уровня жизни и конвергенцию доходов;

– доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭАС;

– приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭАС, так и на внутренний рынок;

– решение транспортных и инфраструктурных проблем Армении;

– достижение стратегических задач в энергетике.

В процессе интеграции Армении в ЕЭАС дополнительный прирост может составить 2,0 % в год. С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ЕЭАС, дополнительный экономический рост может составить 4 % через два года (прирост примерно 400 млн. долларов). Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн. долларов за один год от снижения цен на газ сопоставим с ожидавшимся ранее приростом ВВП на 146 млн. долларов в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС.

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север – Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию может ещё более увеличить темпы экономического роста, повысив при этом безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Транспортное положение Армении можно считать сложным, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран.

Реализация инфраструктурных проектов (строительство автомобильного коридора «Север – Юг», железной дороги Иран – Армения, открытие железной дороги Армения – Грузия – Россия) могла бы создать крупный коммуникационный узел регионального и международного значения, а также образовать надежную транспортную связь между странами ЕЭАС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ЕЭАС не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционного сообщества.

Таким образом,  экономический рост Армении имеет свои характерные черты, которые отражают специфику истории развития государства, его географические, культурные, климатические и иные условия.

Искать на сайте

Забавное фото

1243879292_podborka_611_03.jpeg
Яндекс.Метрика