Экономический рост и бюджет

Рассмотрим характер взаимосвязи экономического роста и бюджета.

На современном этапе развития в России первоочередным является создание такой системы, которая бы способствовала возникновению должных стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию устойчивого экономического роста.

Становление России как страны с эффективно работающими рыночными механизмами ставят перед научной теорией и практикой ряд актуальных проблем. К ним относятся вопросы бюджетного регулирования, макроэкономической стабильности и экономического роста.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.

В современном мире задача роста экономики и благосостояния в России может быть решена только на пути повышения эффективности использования ресурсов. Этот путь проделали все экономически развитые страны, сделавшие ставку не на ресурсы экстенсивного роста, а на интенсификацию экономики, что позволяет им поддерживать необходимые темпы экономического роста при высоком уровне благосостояния.

Только система конкурентного рыночного равновесия может обеспечить такое распределение национального продукта, которое сделало бы возможным максимальное потребление (как личное, так и производственное), создавая условия для максимальной эффективности производства.

Следовательно, государственные финансы сами подчиняются законам рационального распределения, что, однако, вовсе не умаляет их роли. При этом степень участия государства нельзя оценивать лишь по объему прямых государственных инвестиций.

Государство не может и не должно брать на себя задачу обеспечения экономического роста только на основе государственных инвестиций, но может и должно за счет финансовых ресурсов позитивно изменять структуру производства.

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами состоит в том, что они:

во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

В условиях перехода к рыночной экономике груз экономических и социальных проблем, ранее решаемых на уровне министерств и ведомств методами централизованного директивного планирования, лег на бюджетную систему, управляемую органами исполнительной и законодательной власти.

Если при административно-распределительной системе первостепенная регулирующая роль принадлежала плану экономического и социального развития, то в современных условиях она переходит к бюджету – единственному экономическому инструменту, утверждаемому на государственном уровне в качестве закона, обязательного к исполнению государственными и негосударственными структурами, хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер, учреждениями и населением.

В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить финансовое планирование и реальное финансовое прогнозирование через проведение на государственном уровне единой финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Бюджет превращается в один из важнейших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства. Ведущим направлением экономической политики является ориентир на достижение экономического равновесия экономики страны как необходимого условия устойчивого экономического роста.

В связи с этим меняются функции бюджета, его экономическая структура, содержание и роль в экономической жизни страны. При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, как регулирующая и фискальная роль бюджета в сочетании с регулирующей ролью свободных рыночных процессов.

Она обеспечивает оптимальное соотношение концентрации государственных финансовых ресурсов в бюджетной системе страны с объемом и потребностью в особых общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отношений наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Экономическое содержание бюджета реализуется в процессе централизации государством части доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, и направлении этих доходов на общегосударственные нужды, в том числе на цели выравнивания тех или иных экономических процессов, что обеспечивает стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861617_pod_75.jpeg
Яндекс.Метрика