Инфляционное таргетирование и экономический рост в России

Рассмотрим взаимосвязь инфляционного таргетирования и экономического роста в России.

В настоящее время Центральный банк России придерживается догоняющей стратегии по переходу к инфляционному таргетированию. Так, в проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» Центральным Банком указывалось, что «в предстоящий трехлетний период сохранится преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планируется к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции», а также отмечалось, что «благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута высокая управляемость процентными ставками денежного рынка».

Стабильные инфляция и управление процентной ставкой ЦБ в качестве единственного инструмента макроэкономики являются недостаточным для обеспечения экономической стабильности.

Обычными для режима инфляционного таргетирования являются меры по сокращению расходов бюджета, введение жесткой бюджетной дисциплины, снижение объема кредитования коммерческих банков со стороны ЦБ. Как следствие – возникают такие явления, как: снижение кредитования промышленности банками, падение ликвидности, инвестиционного и потребительского спроса, прекращение роста доходов населения.

Уровень инфляции определяется переменными, динамика которых практически непредсказуема. К числу таких немонетарных факторов можно отнести, прежде всего, монополизацию локальных рынков и импорт инфляции, связанный с глобальными дисбалансами на мировых товарных рынках, особенно на мировом рынке энергоносителей. Замедление темпов инфляции за счет торможения денежного предложения чревато дальнейшим снижением ликвидности, а, следовательно, ощутимыми проблемами в банковском секторе.

Трансмиссионный канал банковских процентных ставок оказывает достаточно слабое влияние на уровень инвестирования, промышленного производства и в целом на рост ВВП. Чтобы ускорить темпы экономического роста, нужно, прежде всего, переоснастить основные фонды реального сектора экономики, доведя уровень инвестирования в стране с нынешних 20% до 40% от ВВП.

Так как инфляция в России главным образом импортирована, подъем процентных ставок не окажет сильного воздействия на цены на углеводородное сырье (в 2012 году в страны дальнего зарубежья было экспортировано 332,6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, 112,6 млрд.м природного газа), которые определяются на международных рынках. До тех пор пока в России не принимают меры, направленные на ограничение воздействия глобальных цен на цены внутри страны, внутренние цены будут повышаться вслед за ценами на мировом рынке.

Привычной мерой для инфляционного таргетирования является повышение процентных ставок по кредитам ЦБ. Подъем процентных ставок может уменьшить совокупный спрос, который может затормозить экономику и ограничить рост цен на некоторые товары и услуги, особенно на неторгуемые. Но эти меры сами по себе не могут сбить инфляцию до запланированного уровня, если только ставки не будут повышены до запредельного уровня.

Например, даже если глобальные цены на энергию и продукты питания будут увеличиваться более умеренно, чем сегодня, и будут отражаться на внутренних ценах, снижение общей инфляции потребовало бы заметного снижения других цен. Скорее всего, это повлекло бы за собой заметный экономический спад и высокий уровень безработицы. Важно также отметить: снижение темпов инфляции при сжатии денежной массы не носит линейного характера.

При уменьшении количества денег в обращении экономика ищет новую точку равновесия и отвечает на недостаточность средств платежа бартером и падением производства. Ослабленная экономика и более высокая безработица, к которым приводит таргетирование инфляции, не сильно повлияют на инфляцию; они лишь усложнят выживание в этих и без того трудных условиях.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Банк России «является кредитором последней инстанции для кредитных организаций» и должен поддерживать инвестиционную активность коммерческих банков. Однако сложившаяся модель российского банковского рынка неадекватна потребностям российской экономики и лишь частично выполняет свои функции.

В отсутствии целенаправленной инвестиционной и структурной политики технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выражаются в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные производства и выразился в «откате» страны по уровню их развития на 15-20 лет.

Таким образом, таргетировать в первую очередь необходимо не инфляцию, а экономический рост. Для России даже годовые темпы прироста ВВП на уровне 3-4 % не вполне достаточны для того, чтобы стать в обозримом будущем страной с высоким уровнем дохода на душу населения. Хорошо известен тот факт, что в российском реальном секторе экономики очень сильно изношены основные фонды.

Для их ускоренного обновления требуются колоссальные капитальные вложения, осуществить которые только лишь за счет собственных средств предприятий невозможно: требуется привлечение инвестиций с финансового рынка в виде банковского кредитования. Для того чтобы увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни граждан, государство должно проводить следующую стимулирующую политику.

В первую очередь необходимо стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в процентах от ВВП, тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста - увеличение инвестиций.

Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Необходимо также стимулировать иностранные инвестиции, снимая множественные ограничения для ведения бизнеса. Новый подход таргетирования экономического роста является наиболее эффективным и оптимальным для решения проблем в российской экономике.

Таким образом, между инфляционным таргетированием и экономическим ростом в России существует тесная и противоречивая взаимосвязь. Для эффективной реализации политики стимулирования инновационного экономического роста государству необходимо учитывать все аспекты взаимосвязи указанных экономических явлений.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861543_pod_23.jpeg
Яндекс.Метрика